Вызывающее искусствознание

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Вызывающее искусствознание питерского ученого Ивана Чечота

Чечот И. От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2016. 624 с.
Чечот И. От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2016. 624 с.

Два художника ХХ века, Макс Бекман и Арно Брекер, чьи имена вынесены в заглавие книги, хронологически почти совпадают, так что решительное межевание «от и до» может относиться только к стилистической разнице — ведь это одни из самых несхожих художников в истории немецкого искусства XX века. Иван Чечот, германист, чьей темой кандидатской диссертации были основные понятия истории искусства Генриха Вёльфлина, — выдающийся мастер формального анализа, что продолжает годами привлекать слушателей на его лекции.

Книга с подзаголовком «Статьи и фрагменты» открывается двумя большими незаконченными текстами — «Бекман и Рембрандт», посвященным памяти старшего коллеги, эрмитажника Бориса Зернова, и о «Вакхе» Рубенса. Публикация чего-то среднего между черновиками и дневниками, конечно, обнажает процесс мышления, но при ныне здравствующем авторе выглядит определенным кокетством или же интеллектуальной позой, которую точнее будет назвать вызовом.

Портрет Козимы Вагнер (1982) в студии Арно Брекера явно демонстрирует неоклассицистические устремления скульптора. Фото: ТАСС
Портрет Козимы Вагнер (1982) в студии Арно Брекера явно демонстрирует неоклассицистические устремления скульптора.
Фото: ТАСС

Интеллектуальный вызов — суть всей деятельности Чечота, от статей и преподавания до экскурсий со студентами. Почти 700 страниц большого формата заполнены убористым шрифтом при полном отсутствии иллюстраций — помимо издательских резонов, в этом есть все тот же вызов, брошенный прежде всего нашей ленивой, все чаще полагающейся на Интернет памяти.

Чечот — убежденный и последовательный антипрогрессист. Уже в начале сборника можно встретить следующий пассаж: «Ответить на вопрос, что такое художественное, можно, только встав на точку зрения трансцендентного и трансисторического духа, то есть сойдя с позиций едва преодолимого либерально-интеллигентского позитивизма и релятивизма». Так или иначе эта мысль повторена и в других его текстах, будь то эволюция художественного кружка Ворпсведе или разбор искусства современного калининградского художника Юрия Васильева.

В сборник вошло несколько переводов Чечота: Генрих Вёльфлин, Годфрид Бенн и малоизвестный в России консервативный публицист конца XIX века Юлиус Лангбен. Кажется, впервые в отечественном искусствознании предпринят анализ искусства и жизненного пути Арно Брекера как «нашего современника».В текстах Чечота возникает свойственная ему как лектору вербальная возгонка. За всякой строчкой узнаются хорошо знакомые многим его слушателям приемы и интонации. Однако на письме они теряют неоспоримость, пропадает существенная доля убедительности, и Арно Брекер как был, так и остается всего лишь посредственным скульптором неоклассического направления.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+