Центр авангарда на Шаболовке открыл постоянную экспозицию

Историю района, строившегося как образец новой советской Москвы, показывают в галерее «На Шаболовке»

Первый дом-коммуна в Москве на улице Лестева. Фото начала 1930-х
Первый дом-коммуна в Москве на улице Лестева.
Фото: начала 1930-х

Новый музей открылся в одном из залов галереи «На Шаболовке», и, несмотря на небольшое помещение, в нем разместилось целых три раздела. Экспозиция строится вокруг главных достопримечательностей района: Шуховский башни (1922), которая была первым сложным инженерным сооружением советской власти и первой телебашней в стране, первого в Москве дома-коммуны, а также местного универмага, Даниловского Мосторга.

Заводная игрушка фирмы Lehmann — мексиканец в тележке с зеброй Na-Nu. Фотограф: Ольга Алексеенко
Заводная игрушка фирмы Lehmann — мексиканец в тележке с зеброй Na-Nu.
Фото: Ольга Алексеенко

Все три этапных сооружения показаны с разных ракурсов. В первую очередь это, конечно, рассказ об архитектуре — здесь есть планы, чертежи и другая проектная документация. Но этими стандартными атрибутами любой архитектурной выставки дело не ограничилось. Например, из дома-коммуны вывезли и показывают специально спроектированную для него встроенную мебель и прочие детали интерьера, вплоть до дверных ручек и номеров квартир. Здесь есть даже дорожный костыль, лежавший в земле со времени работы грузового трамвая, участвовавшего в возведении радиобашни, и личные вещи ее автора Владимира Шухова.

Чернильный порошок. Фотограф: Ольга Алексеенко
Чернильный порошок.
Фото: Ольга Алексеенко

Не обошли вниманием и жизнь обычных людей, которым посчастливилось получить квартиры в этом экспериментальном районе. На выставке можно послушать интервью с жителями и строителями Шаболовки, а на одной из стен разместились полки, заполненные только наполовину, — оставшееся свободное место со временем должны занять антикварные вещи и предметы личного обихода. Их в музей могут принести все желающие, дополнив собрание своей семейной историей.

Игрушечная «эмка» (ГАЗ М-1). СССР, 1940-е. Металл, краска. Фотограф: Ольга Алексеенко
Игрушечная «эмка» (ГАЗ М-1). СССР, 1940-е. Металл, краска.
Фото: Ольга Алексеенко

Планируется, что новый музей будет постоянно меняться, расширяясь за счет микроэкспозиций о жизни района. По словам Александры Селивановой, куратора музея, руководителя Центра авангарда на Шаболовке, этот проект — попытка избавить понятие «краеведческий музей» от окутывающего его флера пыли и замшелости. «Мы надеемся, что через какое-то время в каждом московском районе появится такая экспозиция, ведь везде можно найти что-нибудь интересное», — добавила она.

Школьные перья «Пионер». Фотограф: Ольга Алексеенко
Школьные перья «Пионер».
Фото: Ольга Алексеенко

Организация музея стала возможной благодаря победе Центра авангарда и галереи «На Шаболовке» в конкурсе «Города будущего», цель которого — развитие в столице локальных городских сообществ. Предложенный ими проект Шаболовского культурного кластера получил грант от инициаторов конкурса — Центра социальных технологий «Гарант» и фонда Citi.

Жительница Хавско-Шаболовского жилмассива Валя Парфенова. Из архива Ольги Герасимовой
Жительница Хавско-Шаболовского жилмассива Валя Парфенова. Из архива Ольги Герасимовой
Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+