Центр авангарда на Шаболовке открыл постоянную экспозицию

Историю района, строившегося как образец новой советской Москвы, показывают в галерее «На Шаболовке»

Первый дом-коммуна в Москве на улице Лестева. Фото начала 1930-х
Первый дом-коммуна в Москве на улице Лестева. Фото начала 1930-х

Новый музей открылся в одном из залов галереи «На Шаболовке», и, несмотря на небольшое помещение, в нем разместилось целых три раздела. Экспозиция строится вокруг главных достопримечательностей района: Шуховский башни (1922), которая была первым сложным инженерным сооружением советской власти и первой телебашней в стране, первого в Москве дома-коммуны, а также местного универмага, Даниловского Мосторга.

Заводная игрушка фирмы Lehmann — мексиканец в тележке с зеброй Na-Nu. Фотограф: Ольга Алексеенко
Заводная игрушка фирмы Lehmann — мексиканец в тележке с зеброй Na-Nu. Фотограф: Ольга Алексеенко

Все три этапных сооружения показаны с разных ракурсов. В первую очередь это, конечно, рассказ об архитектуре — здесь есть планы, чертежи и другая проектная документация. Но этими стандартными атрибутами любой архитектурной выставки дело не ограничилось. Например, из дома-коммуны вывезли и показывают специально спроектированную для него встроенную мебель и прочие детали интерьера, вплоть до дверных ручек и номеров квартир. Здесь есть даже дорожный костыль, лежавший в земле со времени работы грузового трамвая, участвовавшего в возведении радиобашни, и личные вещи ее автора Владимира Шухова.

Чернильный порошок. Фотограф: Ольга Алексеенко
Чернильный порошок. Фотограф: Ольга Алексеенко

Не обошли вниманием и жизнь обычных людей, которым посчастливилось получить квартиры в этом экспериментальном районе. На выставке можно послушать интервью с жителями и строителями Шаболовки, а на одной из стен разместились полки, заполненные только наполовину, — оставшееся свободное место со временем должны занять антикварные вещи и предметы личного обихода. Их в музей могут принести все желающие, дополнив собрание своей семейной историей.

Игрушечная «эмка» (ГАЗ М-1). СССР, 1940-е. Металл, краска. Фотограф: Ольга Алексеенко
Игрушечная «эмка» (ГАЗ М-1). СССР, 1940-е. Металл, краска. Фотограф: Ольга Алексеенко

Планируется, что новый музей будет постоянно меняться, расширяясь за счет микроэкспозиций о жизни района. По словам Александры Селивановой, куратора музея, руководителя Центра авангарда на Шаболовке, этот проект — попытка избавить понятие «краеведческий музей» от окутывающего его флера пыли и замшелости. «Мы надеемся, что через какое-то время в каждом московском районе появится такая экспозиция, ведь везде можно найти что-нибудь интересное», — добавила она.

Школьные перья «Пионер». Фотограф: Ольга Алексеенко
Школьные перья «Пионер». Фотограф: Ольга Алексеенко

Организация музея стала возможной благодаря победе Центра авангарда и галереи «На Шаболовке» в конкурсе «Города будущего», цель которого — развитие в столице локальных городских сообществ. Предложенный ими проект Шаболовского культурного кластера получил грант от инициаторов конкурса — Центра социальных технологий «Гарант» и фонда Citi.

Жительница Хавско-Шаболовского жилмассива Валя Парфенова. Из архива Ольги Герасимовой
Жительница Хавско-Шаболовского жилмассива Валя Парфенова. Из архива Ольги Герасимовой
Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+