Вот оно какое, наше лето: новый сезон выставок в «Гараже»

Рэймонд Петтибон, конголезское народное искусство, музыка на костях и другие проекты московского Музея современного искусства «Гараж»

С выставки Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения». Фото: МСИ «Гараж»
С выставки Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения».
Фото: МСИ «Гараж»

Центральной выставкой летнего сезона «Гаража» стала первая в России ретроспектива Рэймонда Петтибона, одного из главных героев контркультуры 1970-х, автора обложки альбома Sonic Youth “Goo” и логотипа группы Black Flag, которую основал брат художника Грег Гинн. В группе на басу поначалу играл и сам Петтибон, но потом полностью посвятил себя изобразительному искусству. В «Облаке ложного прочтения» (так называется выставка) собрано около 400 вещей: графика, живопись, авторские журналы (фэнзины) и архивные материалы. В своих работах, близких по эстетике к комиксам, Пэттибон выступал и продолжает выступать с критикой современности, часто совмещая поп-культурные образы с текстом — иногда собственным, а нередко и с заимствованным, например с цитатами из любимых им Томаса Элиота и Джеймса Джойса. К выставке выпустили буклет с переводом всех текстов с работ Петтибона — для создания этого гида пригласили музыканта и поэта Кирилла Медведева.

Облако ложного прочтения
7 июня – 13 августа


С выставки «Худпром Конго: живопись для народа». Фото: МСИ «Гараж»
С выставки «Худпром Конго: живопись для народа».
Фото: МСИ «Гараж»

Открывшаяся в конце мая панорама конголезского искусства занимает значительную часть музея. Молодой художник Джо Боланкоко изучил старые рекламные объявления и афиши с улиц столицы Демократической Республики Конго Киншасы и воспроизвел их на стене «Гаража», чтобы подчеркнуть связь народной живописи с повседневностью. Искусство для народа как явление возникло в Конго после обретения независимости от Бельгии в 1960 году, но корнями уходит еще в колониальное прошлое, на осмыслении которого отчасти и сосредоточено — не последнее место на выставке занимают сюжеты угнетения бельгийцами коренного населения, а отдельный зал посвящен первому премьер-министру независимого Конго Патрису Лумумбе, предстающему народным героем. Свою лепту внес и сокуратор выставки Самми Баложи, который выступил в «Гараже» в роли художника. На одно из окон музея он поместил копию традиционной росписи, заказанной бельгийской администрацией у народа мангбету для здания суда. Баложи предлагает поразмышлять о восприятии белыми колонизаторами искусства аборигенов как чисто декоративного, без учета дополнительных, сакральных смыслов. Отечественной параллелью конголезской живописи выступило искусство народов Чукотки — дальневосточного региона, официально вошедшего в СССР только в 1920 году и имеющего отчасти схожую историю колонизации. На «выставке в выставке» можно увидеть исторические артефакты, а также резьбу по моржовым клыкам.

Худпром Конго: живопись для народа
20 мая – 13 августа


Фонд Aïshti в Бейруте. Северный атриум. Архитектор Дэвид Аджайе. Фото: Aishti Foundation_credit Guillaume Ziccarelli
Фонд Aïshti в Бейруте. Северный атриум. Архитектор Дэвид Аджайе.
Фото: Aishti Foundation_credit Guillaume Ziccarelli

За архитектуру в летнем сезоне отвечает Дэвид Аджайе, который в этом году вошел в список самых влиятельных людей по версии Time как «один из величайших архитектурных провидцев нашего времени» за проект Национального музея афроамериканской истории и культуры при Смитсоновском институте в Вашингтоне. Макет музея среди 20 других реализованных построек Аджайе можно увидеть в «Гараже». Дизайн выставки специально для музея разработала студия архитектора Adjaye Associates. Выставка сделана с размахом. Чего стоит один только огромный макет Московской школы управления «Сколково», благодаря которой архитектор известен в России! Помимо традиционных для архитектурной выставки макетов и проектов пока не построенных зданий, посетители узнают об исследовательской стороне работы архитектора, например, в разделе «Африканское исследование», где представлены результаты его изучения особенностей архитектуры 53 столиц Африки. Лучше понять современную архитектуру в целом и творчество Аджайе в частности поможет обширная публичная программа к выставке.

Дэвид Аджайе: форма, масса, материал
7 июня – 30 июля


С выставки «Холин и Сапгир. На правах рукописи». Фото: МСИ «Гараж»
С выставки «Холин и Сапгир. На правах рукописи».
Фото: МСИ «Гараж»

Выставка о двух не самых медийных, но от этого не менее важных поэтах советского андерграунда — Игоре Холине и Генрихе Сапгире — небольшая, но очень насыщенная. Экспозиция основана на подаренных архиву «Гаража» материалах из коллекции Виктора Пивоварова, который с поэтами дружил и много работал. Здесь показаны обе стороны их жизни: официальная (это в основном детские книжки и мультфильмы, к которым писал сценарии Генрих Сапгир) и подпольная (ее представляют самиздатовские сборники, никогда не публиковавшиеся рукописи, эскизы иллюстраций Пивоварова, фотографии из семейных архивов и прочее). Эту двойственность подчеркивает и само построение экспозиции: немало экспонатов прячутся не в витринах, а в незаметных выдвижных ящиках — так что стоит быть внимательнее.

Холин и Сапгир. На правах рукописи
20 мая – 30 августа


«Музыка на костях». Аудиозапись на рентгеновском снимке. 1950-е. Собрание X-Ray Audio, Лондон. Фото: МСИ «Гараж»
«Музыка на костях». Аудиозапись на рентгеновском снимке. 1950-е. Собрание X-Ray Audio, Лондон.
Фото: МСИ «Гараж»

Последний летний проект, который откроется только в августе, — это «Музыка на костях» — исследование советского феномена копирования и распространения запрещенной музыки на рентгеновских снимках. Из-за видневшихся на просвет костей импровизированные пластинки и получили свое название. Экспозиция — результат проекта X-Ray Audio. Его участники собирают оригинальные пластинки, оцифровывают их и общаются с представителями субкультуры, сформировавшейся вокруг копирования запретной музыки в СССР. Один из кураторов выставки Стивен Коутс описывает предмет своего изучения как «отпечатки боли и травм с записанными звуками запрещенного удовольствия, хрупкие фотографии внутренностей советских граждан, покрытые призрачной музыкой, тайно любимой ими, тонкие носители панковского протеста».

Музыка на костях
14 августа – 5 октября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+