18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Юрий Репин вернулся в родные «Пенаты»

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Юрия Репина (1877–1954), единственного из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В Музее-усадьбе «Пенаты» проходит выставка его работ

Редкая возможность увидеть картины сына Ильи Ефимовича Репина Юрия есть сейчас у всех посетителей знаменитой усадьбы «Пенаты», расположенной в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Юрий — единственный из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения, выставка в «Пенатах» приурочена к юбилею художника. И к ней впервые выпущен подробный каталог работ Юрия Репина.

Живший и творивший в тени своего выдающегося отца, Юрий Репин тем не менее выработал и сохранил свою, заметно отличающуюся манеру письма и особый почерк. Второй ребенок от первого брака, Юрий в детстве тяжело болел, что отразилось на состоянии его здоровья и впоследствии. «Юра как ребенок!» — говорили о нем родные и друзья. Сын с трудом учился в реальном училище, и Илья Ефимович забрал его оттуда. Сначала увез на полгода в Италию, потом в Париж, а вернувшись в Россию, решил обучить сына рисованию. Мальчик учился дома под руководством отца, затем в частной Тенишевской школе, а потом поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников.

В 1904 году он женился на Прасковье Александровой. Вскоре у них появляются сыновья-погодки Гай и Дий, семья переселяется в специально построенный для нее дом — на одном участке земли с отцовскими «Пенатами». Вплоть до эмиграции в 1939 году вся жизнь Юрия Репина связана с этой усадьбой на берегу Финского залива.

Он много работает. За годы жизни в «Пенатах» им написано большое количество батальных сцен, портретов членов семьи, особенно жены Паши и детей, друзей-художников. Он увлекается охотой, создает целую серию охотничьих сцен, пейзажей. В 1920-е годы заметной темой его работ становятся религиозные сюжеты, библейские притчи.

С конца 1920-х в жизни Юрия Репина одно за другим происходит несколько трагических событий, кардинальным образом повлиявших на его дальнейшую жизнь. В 1929 году умерла любимая жена, на следующий год скончался отец, Илья Ефимович Репин, еще через полтора года — сестра Надежда. Отца хоронят на территории усадьбы, а жена и сестра Юрия покоятся на кладбище Линтульского монастыря. Одним из основных его занятий теперь становятся пешие походы к могилам, и эту дорогу он неоднократно запечатлевает в своих работах.

В отцовском доме в «Пенатах» живет Вера, старшая сестра Юрия, он сам остается в своем доме. В середине 1930-х годов его младший сын Дий нелегально переходит границу, отправляется в Ленинград и пропадает. Больше о судьбе сына Юрию ничего не удается узнать. Старший сын, Гай, судя по медицинским справкам «слепой и хромой», живет и лечится сначала в Праге, потом в Регенсбурге.

По воспоминаниям современников, Юрий Репин в те годы стал чем-то вроде деревенского сумасшедшего: он постоянно молился, не следил за своим внешним видом, вырыл землянку в горе, ожидал в ней восхода солнца и делал зарисовки. Жил в большой бедности и рисовал на чем придется — очень много картин того периода выполнены на фанере или линолеуме. Основной темой его работ 1930-х годов становятся библейские притчи о казни, воскресении и вознесении Христа. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, — рассказывает заведующая Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Поэтому и для заглавия каталога мы взяли фразу из его дневников: „Я не искал себе славы, я прославлял того, кто послал меня“».

В конце 1939 года Юрий с Верой уезжают из «Пенатов» и вскоре поселяются в Хельсинки. Юрий оставил в доме практически все свои картины и большую часть работ отца. В 1940 году творческое наследие отца и сына Репиных, остававшееся в «Пенатах», переехало в фонды советской Академии художеств. Вера Ильинична скончалась в 1948 году, Юрий трагически погиб в 1954-м. По одной версии, он случайно выпал из окна, по другой — покончил с собой. Оба похоронены под одним крестом на кладбище в Хельсинки.

Творческое наследие Юрия Репина долгие годы официальными советскими искусствоведами считалось незначительным и странным. Но первая же выставка его работ к 100-летию со дня рождения в 1977 году вызвала огромный интерес и специалистов, и широкой публики. Теперь все произведения Юрия Репина из запасников АХ хранятся в «Пенатах».

На открытой сейчас выставке представлены работы Юрия Ильича, которые показывают творческий путь художника: от академических портретов, импрессионистических пейзажей до религиозной и мистической живописи. Впервые широкому зрителю представлены такие его полотна, как портрет художника Исаака Бродского (1909) из частной коллекции, картина «Мальчик с удочкой» (1933), незаконченные работы «Голова Христа» и «Видение Анастасии Братской» (конец 1930-х).

Заслуга возрождения имени Юрия Репина принадлежит Елене Кириллиной. Именно она вернула в «Пенаты» его работы, стала первым исследователем его архивов. Статья в каталоге к выставке написана ею в 2007 году — к сожалению, тогда она не была опубликована, а до нынешней выставки Елена Владимировна не дожила. Так что каталог стал своеобразным памятником и художнику, и исследователю его творчества.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»
Юрий Репин
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+