18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины на слух

№54
Материал из газеты

Изобразительное искусство и музыка все чаще объединяются, ощутив взаимную выгоду от такого междисциплинарного союза. В Третьяковской галерее с 28 мая по 4 июня во второй раз проходит международный фестиваль камерной музыки Vivarte

На протяжении шести вечеров в зале Врубеля в Лаврушинском переулке звучат композиции Моцарта, Шуберта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича в исполнении российских и зарубежных музыкантов под руководством виолончелиста, заслуженного артиста России Бориса Андрианова. В рамках фестиваля в России 29 мая впервые был исполнен концерт для альта и струнного оркестра латвийского композитора Петериса Васкса, написанный для Максима Рысанова, а 30 мая состоялась мировая премьера квартета Сергея Ахунова Belle Époque, написанного специально для Vivarte. По словам автора, «тематика и характер музыки изначально определены самим пространством Третьяковки».

Все выбранные для фестиваля полотна были подарены галерее в разные годы коллекционерами, меценатами или наследниками художников. «Этот фестиваль — возможность пригласить в музейные залы публику, которая обычно не ходит на концерты классики, в первую очередь молодежь, ведь завершением фестиваля стали музыкальный променад и джем-сейшен», — рассказала TANR организатор Vivarte Ивета Манашерова.

Симфонические и джазовые концерты, моноспектакли, литературные чтения проходят сразу на нескольких площадках музея: в зале Врубеля основного здания в Лаврушинском, в Новой Третьяковке на Крымском Валу, а также в малых музеях-мастерских. «Полгода назад в рамках программы „Ваш ХХ век“ Александр Филиппенко читал „Колымские рассказы“ Варлама Шаламова в зале, где висит полотно „Сталин и Ворошилов в Кремле“ Александра Герасимова и стояла скульптура Леонида Сокова „Ленин и Джакометти“. Также невозможно забыть концерт великого Олега Каравайчука, который он дал летом 2015 года сразу после открытия нашего двора в Новой Третьяковке. Это было его последнее выступление», — вспоминает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

К знаменитым «Декабрьским вечерам», проходящим в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина уже более 30 лет, добавились новые форматы. Юлия де Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ, напомнила, что в Пушкинском «музыка давно стала важной частью концепции музея». «Если в музее проходит крупная выставка, наш отдел готовит к ней лекцию или цикл лекций, которые дополняют экспозицию. Это не просто рассказ о том или ином художнике — это мультимедийный проект, в который музыка интегрирована самым тесным образом. На этот год у нас запланировано пять таких выставок. „Лицом к будущему“ и „Капричос“ Гойя и Дали недавно завершились с большим успехом». Отдельный раздел музыкальной работы ГМИИ связан с мемориальной квартирой Святослава Рихтера, ставшей филиалом музея. В этом году здесь проводят цикл «Годы странствий», посвященный Франции и Италии, где часто бывал пианист.

В Еврейском музее и центре толерантности прошли декабрьские джазовые концерты в новом формате концерта-лекции, а в феврале к финисажу выставки Герхарда Рихтера был организован большой концерт произведений любимого композитора художника — Арво Пярта. В этом сезоне планируется расширить музыкальную программу, представив новые музыкально-визуальные форматы, рассказала директор отдела образовательных программ музея Лия Чечик.

В Музее современного искусства «Гараж» музыка либо работает как чувственный ключ к культурному коду той или иной эпохи, либо раскрывает контекст выставки. Так, еще в старом, бахметьевском «Гараже» на выставке Марка Ротко исполняли опусы американского классика Мортона Фелдмана. Позже, с момента переезда в Парк Горького, музыка стала предметом самостоятельного исследования. «Проекты „Потрогай музыку“ (лето 2012 года), „Арт-эксперимент. 32 вопроса от Кейджа“ (зима 2015 года) и „Утренний мир Йоко Оно“ (июнь 2015 года) были посвящены анализу зрительских реакций, исследовали уровень открытости аудиторий и готовности соучаствовать в перформативных действиях», — говорит куратор публичной программы «Гаража» Анастасия Митюшина.

Летом 2012 года здесь была запущена серия концертов «Музыка вне стен», разработанная вместе с Дмитрием Власиком для знакомства с первоосновами современной музыки. Именно в «Гараже» впервые в России прозвучала «Персефасса» Яниса Ксенакиса. «Музыка обладает потенциалом синтеза, объединяя разные аудитории и взаимодействуя с поп-культурой. Так, приурочив к 90-летию Джона Колтрейна фестиваль „Звук. Свет. Форма“, „Гараж“ не только вспомнил о прошлом своего здания как редкой для Москвы 1960–1970-х джаз- и бит-площадки, но и вытащил сюда поколение, бывшее когда-то авангардом — студентов физмата 1960-х, иначе не пришедших бы сегодня в музей современного искусства», — объясняет Митюшина. Серия концертов Mosaic Music, запущенная в 2016 году, продолжилась майским концертом мультиинструменталиста Джека Гаррета.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+