18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины на слух

№54
Материал из газеты

Изобразительное искусство и музыка все чаще объединяются, ощутив взаимную выгоду от такого междисциплинарного союза. В Третьяковской галерее с 28 мая по 4 июня во второй раз проходит международный фестиваль камерной музыки Vivarte

На протяжении шести вечеров в зале Врубеля в Лаврушинском переулке звучат композиции Моцарта, Шуберта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича в исполнении российских и зарубежных музыкантов под руководством виолончелиста, заслуженного артиста России Бориса Андрианова. В рамках фестиваля в России 29 мая впервые был исполнен концерт для альта и струнного оркестра латвийского композитора Петериса Васкса, написанный для Максима Рысанова, а 30 мая состоялась мировая премьера квартета Сергея Ахунова Belle Époque, написанного специально для Vivarte. По словам автора, «тематика и характер музыки изначально определены самим пространством Третьяковки».

Все выбранные для фестиваля полотна были подарены галерее в разные годы коллекционерами, меценатами или наследниками художников. «Этот фестиваль — возможность пригласить в музейные залы публику, которая обычно не ходит на концерты классики, в первую очередь молодежь, ведь завершением фестиваля стали музыкальный променад и джем-сейшен», — рассказала TANR организатор Vivarte Ивета Манашерова.

Симфонические и джазовые концерты, моноспектакли, литературные чтения проходят сразу на нескольких площадках музея: в зале Врубеля основного здания в Лаврушинском, в Новой Третьяковке на Крымском Валу, а также в малых музеях-мастерских. «Полгода назад в рамках программы „Ваш ХХ век“ Александр Филиппенко читал „Колымские рассказы“ Варлама Шаламова в зале, где висит полотно „Сталин и Ворошилов в Кремле“ Александра Герасимова и стояла скульптура Леонида Сокова „Ленин и Джакометти“. Также невозможно забыть концерт великого Олега Каравайчука, который он дал летом 2015 года сразу после открытия нашего двора в Новой Третьяковке. Это было его последнее выступление», — вспоминает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

К знаменитым «Декабрьским вечерам», проходящим в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина уже более 30 лет, добавились новые форматы. Юлия де Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ, напомнила, что в Пушкинском «музыка давно стала важной частью концепции музея». «Если в музее проходит крупная выставка, наш отдел готовит к ней лекцию или цикл лекций, которые дополняют экспозицию. Это не просто рассказ о том или ином художнике — это мультимедийный проект, в который музыка интегрирована самым тесным образом. На этот год у нас запланировано пять таких выставок. „Лицом к будущему“ и „Капричос“ Гойя и Дали недавно завершились с большим успехом». Отдельный раздел музыкальной работы ГМИИ связан с мемориальной квартирой Святослава Рихтера, ставшей филиалом музея. В этом году здесь проводят цикл «Годы странствий», посвященный Франции и Италии, где часто бывал пианист.

В Еврейском музее и центре толерантности прошли декабрьские джазовые концерты в новом формате концерта-лекции, а в феврале к финисажу выставки Герхарда Рихтера был организован большой концерт произведений любимого композитора художника — Арво Пярта. В этом сезоне планируется расширить музыкальную программу, представив новые музыкально-визуальные форматы, рассказала директор отдела образовательных программ музея Лия Чечик.

В Музее современного искусства «Гараж» музыка либо работает как чувственный ключ к культурному коду той или иной эпохи, либо раскрывает контекст выставки. Так, еще в старом, бахметьевском «Гараже» на выставке Марка Ротко исполняли опусы американского классика Мортона Фелдмана. Позже, с момента переезда в Парк Горького, музыка стала предметом самостоятельного исследования. «Проекты „Потрогай музыку“ (лето 2012 года), „Арт-эксперимент. 32 вопроса от Кейджа“ (зима 2015 года) и „Утренний мир Йоко Оно“ (июнь 2015 года) были посвящены анализу зрительских реакций, исследовали уровень открытости аудиторий и готовности соучаствовать в перформативных действиях», — говорит куратор публичной программы «Гаража» Анастасия Митюшина.

Летом 2012 года здесь была запущена серия концертов «Музыка вне стен», разработанная вместе с Дмитрием Власиком для знакомства с первоосновами современной музыки. Именно в «Гараже» впервые в России прозвучала «Персефасса» Яниса Ксенакиса. «Музыка обладает потенциалом синтеза, объединяя разные аудитории и взаимодействуя с поп-культурой. Так, приурочив к 90-летию Джона Колтрейна фестиваль „Звук. Свет. Форма“, „Гараж“ не только вспомнил о прошлом своего здания как редкой для Москвы 1960–1970-х джаз- и бит-площадки, но и вытащил сюда поколение, бывшее когда-то авангардом — студентов физмата 1960-х, иначе не пришедших бы сегодня в музей современного искусства», — объясняет Митюшина. Серия концертов Mosaic Music, запущенная в 2016 году, продолжилась майским концертом мультиинструменталиста Джека Гаррета.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+