18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Норман Фостер объединяет свои архивы и искусство под одной крышей в Мадриде

1 июня британский архитектор, баронет и пэр, лауреат Прицкеровской премии открывает свой архив и международный исследовательский центр в роскошном особняке в испанской столице

Монтаж навеса во дворе испанского филиала Фонда Нормана Фостера в Мадриде. Фото: © Guillermo Rodríguez, courtesy Norman Foster
Монтаж навеса во дворе испанского филиала Фонда Нормана Фостера в Мадриде.
Фото: © Guillermo Rodríguez, courtesy Norman Foster

Испанский филиал Фонда Нормана Фостера занял историческое здание, восстановленное и расширенное архитектором. Во внутреннем дворе Фостер возвел «павильон вдохновения» из стекла и стали, откуда можно пройти в цокольный этаж, где расположились архив и библиотека, а также коллекция фотографий и слайдов. Новая изящная постройка украшена ажурным навесом, созданным архитектором вместе с испанской художницей Кристиной Иглесиас.

Среди сотен чертежей, а также моделей и макетов бюро Foster + Partners здесь можно увидеть произведения искусства из коллекции архитектора и его испанской жены Елены Очоа Фостер, основательницы издательства литературы по искусству Ivory Press. Например, масштабная модель терминала пекинского аэропорта разместилась на стене у главной лестницы рядом со скульптурами Константина Бранкузи и Хуана Муньоса. А стол в переговорной украшает большая деревянная шестиугольная скульптура Ай Вэйвэя — подарок китайского художника.

Но первой у входа в здание, задуманное в 1902 году как особняк испанского аристократа, успевшее побыть и посольством Турции, и отделением банка, посетителей встречает огромная полулежащая скульптура работы Генри Мура. Фостер рассказывает о том, как ему пришла в голову идея создания полноразмерного фанерного макета другой фигуры Мура, которую вписали в ландшафт Центра Сейнсбери в Университете Восточной Англии. Знаменитая галерея Фостера, построенная им для коллекции Роберта и Лизы Сейнсбери в 1978 году, стала домом для университетской школы искусств и помогла ему, молодому архитектору, завоевать международное признание.

«Нельзя заставить людей поднять отдыхающую скульптуру и перенести ее. А вот фанерный макет можно носить туда-сюда сколько вздумается. Поэтому Муру так хорошо удалось вписать ее в пейзаж. Никто до этого даже и не думал о фанерном макете». Фостер всегда отличался использованием передовых материалов, как и его новый соавтор Кристина Иглесиас, которая для создания скульптурной инсталляции во дворе впервые применила углеродное волокно. Архитектор вспоминает рассказы Генри Мура о цветах в ландшафте: «Он был великолепен. „Если хотите от чего-то отступить, — говорил он, — используйте темный цвет — такой, как цвет ствола дерева“. Тогда я и усвоил этот урок в отношении архитектуры».

На однодневной конференции, посвященной открытию центра, прозвучало несколько запоминающихся выступлений. Опытом работы с Норманом Фостером делились художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер и Майя Лин, а также Алехандро Аравена, еще один лауреат Прицкера и коллега архитектора, и Майкл Блумберг, филантроп, бизнесмен, бывший мэр Нью-Йорка.

Одна из целей Фонда Нормана Фостера — поддерживать междисциплинарные исследования и сотрудничество, а также помогать молодым архитекторам и инженерам. «Я понимаю, что всю жизнь выступал против системы», — говорит архитектор, вспоминая, как «рисковал в годы учебы» в Манчестерском университете. Летом студенты факультета архитектуры должны были подготовить свой проект (кстати, некоторые из них можно увидеть в Мадриде, например, подробный чертеж поперечного сечения ветряной мельницы Кембриджшира). «Мы должны были измерить „архитектуру“. Все измеряли георгианские особняки, и только я — амбары да ветряные мельницы, — рассказывает Фостер. — Единственная причина, по которой меня не выгнали, — это то, что я получил награду Королевского института британских архитекторов. Поэтому в Манчестере меня не могли критиковать, у меня как бы был иммунитет». Грант лондонского института в £100 позволил Норману Фостеру оплатить счета, а также поездки. «В 1950-х годах такая сумма была огромной, равной нескольким тысячам сегодня».

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+