18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чего ждать от «русской недели» в Лондоне

№53
Материал из газеты

Краткий обзор того, что будет представлено на торгах русского искусства в британской столице с 5 по 7 июня, а также комментарии представителей аукционных домов

«Русскую неделю» в Лондоне откроет Christie’s в понедельник 5 июня. Аукцион, как всегда, пройдет в два этапа: утром будут продавать живопись и графику, а днем состоится сессия декоративно-прикладного искусства, икон и книг. Всего в каталоге 293 лота, подборка довольная разнообразная, от портретов пушкинской эпохи до коллажа на ткани Тимура Новикова, от изделий Фаберже до агитфарфора. Традиционно сильные разделы у Сhristie’s — искусство Серебряного века и творчество художников русского зарубежья, фарфоровые тарелки XIX века с военными сюжетами и серебро. Некоторые топ-лоты июньского аукциона русского искусства Christie’s привозили в Москву в конце апреля. В частности, мы уже писали о портрете мальчика кисти Бориса Григорьева, театральных работах Льва Бакста из собрания Ричарда Дж. Шварца, тарелке Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненной по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой, а также об изделиях Фаберже и Сазикова. Кроме того, хотелось бы отметить крошечную, но виртуозно исполненную акварель Константина Сомова 1932 года «Летнее утро» (эстимейт £60–80 тыс.), в которой присутствуют буквально все приметы стиля художника позднего, парижского периода; очень атмосферную жанровую сцену Леонида Пастернака «У К.А.Коровина: старинные песни» 1921 года, где Федор Шаляпин изображен в окружении художников (эстимейт £60–80 тыс.); а также великолепно проработанный этюд господина в цилиндре и сидящего вдалеке художника Жан-Леона Жерома Ильи Репина (эстимейт £30–50 тыс.) из подготовительного корпуса работ к монументальному «Парижскому кафе», проданному на Christie’s летом 2011 года за рекордные для художника £4,2 млн. Кстати, тогда же эскиз, который выставлен сейчас на продажу, установил рекорд стоимости графического произведения Репина на аукционе: лист ушел за £109,2 тыс., почти вдвое превысив предварительную оценку в £40–60 тыс. Так что сейчас на аукционе может разгореться серьезная борьба за этюд — либо у покупателя будет возможность купить его за треть цены. Ну а самый дорогой лот аукциона Christie’s — массивные каминные часы архитектурных форм из позолоченного серебра, украшенные эмалью «гильоше». Это изделие фирмы Карла Фаберже, созданное мастером Юлием Раппопортом примерно в 1899–1904 годах, оценивается в £300–500 тыс.

Справка

Алексей Тизенгаузен
Международный директор русского отдела аукционного дома Christie’s

Рынок не исчез, настроение прекрасное. Мы провели в апреле предаукционную выставку в Москве, продолжаем успешно работать с русскими покупателями, устраиваем в нашем московском офисе камерные выставки и лекции.

Мы гордимся редкими театральными работами Льва Бакста с отличным провенансом. А написанный в начале 1930-х годов портрет мальчика кисти Григорьева всегда находился в семье портретируемого и впервые появляется на рынке.

Из лотов декоративно-прикладного искусства можно отметить широкую подборку произведений Фаберже, императорского и советского фарфора, старинного русского серебра из частных коллекций с привлекательными эстимейтами, а также изысканную брошь Фаберже в форме божьей коровки. Цены на произведения мы корректируем всегда, в зависимости от обстоятельств. Чтобы не растерять потенциальных покупателей и тех, кто готов выставлять вещи на торги, нужно быть честными. Зачем ставить высокие цены? Для коллекционеров это прекрасное время, когда нужно покупать. Но, конечно, это проблема для тех, кто смотрел на русское искусство только как на инвестицию.

Еще…

На следующий день, 6 июня, эстафету примет Sotheby’s. У них два отдельных каталога — «Русская живопись» (201 лот) и «Русские предметы искусства, Фаберже и иконы» (177 лотов), но схема та же: утром — живопись и графика, днем — декоративно-прикладное искусство. О некоторых топ-лотах июньского аукциона русского искусства мы также уже писали в репортаже о юбилейной выставке Sotheby’s в Москве. Стоит отметить, что специалистам аукционного дома удалось найти замечательный натюрморт Владимира Вейсберга начала 1960-х (эстимейт £60–80 тыс.) и гуашь Александра Волкова «Караван» (эстимейт £30–50 тыс.), когда-то принадлежавшую выдающемуся коллекционеру Георгию Костаки. Обе работы происходят из частного канадского собрания. Хочется надеяться, что только что закрывшаяся в ГМИИ имени Пушкина выставка «туркестанского авангарда» из коллекции музея в Нукусе, а также экспозиция русского авангарда из региональных музеев в Еврейском музее привлечет внимание коллекционеров к творчеству Александра Волкова. Вообще, русский авангард на Sotheby’s представлен хорошо, хотя и преимущественно графическими работами. Здесь и Наталия Гончарова, и Любовь Попова, и Михаил Ларионов, и Аристарх Лентулов, и Александр Родченко, и многие-многие другие. Графика в этом каталоге отличная. Чего стоят, например, две акварели Бориса Кустодиева из частного швейцарского собрания с хрестоматийными для художника сюжетами (купчиха и продавцы бубликов) — эскизы к постановке оперы «Власть дьявола» 1919 года, когда-то принадлежавшие самому Шаляпину (оценены в £30–50 тыс. каждый)! Из открытий аукциона Sotheby’s — несколько работ редкого на рынке Соломона Никритина, самая дорогая из которых, вид московской набережной 1960 года, оценена в £18–25 тыс., остальные — ниже £10 тыс. Есть и обязательная русская классика: Исаак Левитан (эстимейт топ-лота, пейзажа «Лето» большого формата, £1,2–1,8 млн), Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Константин Крыжицкий. Из больших имен конца XIX — начала ХХ века — живописные Петр Кончаловский, Константин Коровин и Илья Репин. В секции ДПИ — нежнейшие «Незабудки» и «Васильки» фирмы Карла Фаберже (эстимейт £250–350 тыс. и £180–250 тыс. соответственно).

Справка

Ирина Степанова
Генеральный директор «Сотбис. Россия и СНГ»

От нас требуется умение быстро адаптироваться. Вспомните кризис 2008 года, то, что случилось с русским рынком в 2013 году и продолжается до сих пор. Мы первыми среагировали на изменения: резко сократили количество принимаемых на торги работ и снизили оценки. Это вначале активно не понравилось ни коллекционерам, ни дилерам: трудно принять то, что шедевры, которые куплены за сотни тысяч, теперь оцениваются вполовину ниже, — тем не менее это сработало. В силу экономических и политических причин поток предметов искусства из России на торги резко сократился. Но мы находим вещи во Франции, Америке, Англии и предлагаем их по новым ценам. Мы опять стали поставщиками произведений для дилеров: наши цены для них привлекательны. Хотя отчасти рынок все еще живет в иллюзии больших цен. Конечно, мы далеки от цифр 2007–2008 годов, но тренд позитивный. Речи о закрытии торгов не идет, напротив, мы увеличиваем количество лотов. Но пока не планируем вечерних торгов.

Еще…

Наконец, в среду 7 июня состоится сразу два аукциона: утром — торги аукционного дома MacDougall’s, а в 15:00 завершит серию торгов Bonhams.

У MacDougall’s весьма объемный каталог — 193 лота: живопись и графика от Ивана Шишкина до Комара и Меламида, два десятка икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Главная находка Екатерины Макдугалл на этот раз — ранняя работа Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет африканского мальчика» из поездки 1907 года по Алжиру и Тунису. Картина выставлена на торги с оценкой £400–600 тыс. Сама африканская серия Петрова-Водкина относительно небольшая, и потому редкая на рынке, а особая удача — найти именно живописную работу, а не графику. Впечатляет и провенанс вещи: сначала портрет был в коллекции историка Александра Гидони, а затем перешел к выдающемуся советскому ученому, специалисту по гидроаэродинамике Льву Лойцянскому. Еще один топ-лот MacDougall’s — монументальное полотно «Решил идти в Иерусалим» из знаменитой евангельской серии Василия Поленова. Тоже большая редкость для рынка. В основном произведения из этого цикла находятся в российских музеях, и время от времени на аукционах и у дилеров появляются лишь эскизы и графические наброски, а тут законченная живописная работа, подписная и неоднократно выставлявшаяся и опубликованная. Отсюда и соответствующая предварительная оценка — внушительные £400–600 тыс. (хотя все равно кризисные, лет пять назад было бы вдвое больше). Надо сказать, организаторам торгов удалось собрать своеобразную антологию русской живописи: Иван Шишкин и Алексей Боголюбов из классики, Константин Коровин, Филипп Малявин и Зинаида Серебрякова из искусства рубежа веков, Наталия Гончарова и Давид Штеренберг из авангардистов, Георгий Нисский и Николай Терпсихоров отвечают за советское искусство, тут же традиционно обширная подборка шестидесятников — Лидия Мастеркова, Олег Целков, Владимир Янкилевский, а также Леонид Соков и Виталий Комар вместе с Александром Меламидом — из соц-арта.

Справка

Екатерина Макдугалл
Директор британского аукционного дома MacDougall’s

Наш июньский аукцион пройдет в обычном формате: будут представлены произведения русских художников XIX и XX веков, а также современное искусство. Пожалуй, в этот раз самым сильным будет сегмент искусства первой половины ХХ века. В числе топ-лотов будут работы Игоря Грабаря, Александра Герасимова, Давида Штеренберга, нонконформистов, а также наших современников — Виталия Комара и Александра Меламида. Обязательно будет интересная классика: Иван Шишкин, Филипп Малявин, Михаил Ларионов. Мне кажется, что цен ниже, чем были на прошлом аукционе, мы уже не увидим.

Эстимейты на этих торгах очень демократичные: во-первых, потому что клиенты пока готовы покупать по кризисным ценам, а во-вторых, в связи с падением фунта. Сейчас абсолютно уникальная возможность купить очень хорошие работы по ценам в 1,5–2 раза ниже, чем шесть-семь лет назад. Кстати, мы уже сейчас видим и по частным сделкам, и по работе нашей новой галереи русского искусства, что некоторые клиенты приняли решение сейчас составлять большие коллекции русского искусства, в основном ХХ века. Вообще, открытие галереи русского искусства в Лондоне стало абсолютно правильным шагом. Она превзошла все наши ожидания. Мы наблюдаем, что покупатели приходят каждый день и что-то приобретают. Речь идет о среднем ценовом сегменте, это покупки в диапазоне £50–70 тыс., но сама тенденция замечательная.

Еще…

Что касается Bonhams, то у них, как всегда, самый компактный каталог (78 произведений живописи и графики и 124 лота — ДПИ и иконы) и самые демократичные цены. Упор на предметы искусства тоже отличительная особенность русских аукционов Bonhams. В живописном разделе преобладают интерьерные пейзажи Ивана Шультце, Михаила Гермачева, Ильи Занковского и Юлия Клевера, которые были столь дороги русским коллекционерам лет десять назад. Впрочем, сейчас для любителей русской пейзажной школы наступили лучшие времена, работы оценены в разы дешевле: форматный «Зимний закат» Шультце выставлен с эстимейтом £40–60 тыс., эффектный «Кавказский закат» Занковского — £20–30 тыс., а Клевер (и мастерская), Гермачев, Колесников и другие — в пределах £10 тыс. Стоит обратить внимание на эскизы костюмов Константина Коровина (£1,8–2,2 тыс.), Наталии Гончаровой и Льва Бакста. Главная изюминка каталога — декоративные панно Дмитрия Стеллецкого в стилистике a la russe с явными отсылками к древнерусским фрескам и народным промыслам, в частности росписям шкатулок. Самая дорогая вещь — монументальное панно «Охота на лис» 1912 года — оценена в £100–120 тыс.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+