18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Австрийский арт-дилер планирует раскрыть рыночный потенциал Йозефа Бойса

№53
Материал из газеты

Работы немецкого концептуалиста пока продаются на аукционах относительно дешево

В Лондоне открылась галерея австрийского дилера Таддеуша Ропака. Он представил в выставочном пространстве Элай-хауса в лондонском Мэйфейре сразу четыре проекта, в том числе экспозицию работ Йозефа Бойса (1921–1986). Через год планируется ретроспектива немецкого концептуалиста, которая займет все пространство особняка. Она станет самой большой выставкой Бойса в коммерческой галерее в Лондоне за последние 20 лет.

Владелец галерей в Зальцбурге и Париже, Таддеуш Ропак уверен, что у рынка произведений Бойса есть потенциал роста. Дилер познакомился с художником во время стажировки в его студии в 1982 году и с 2010 года тесно сотрудничает с его правопреемниками. Несмотря на поддержку со стороны институций, результаты продаж знаменитого своей загадочностью концептуалиста остаются неровными. Неожиданно для художника его уровня, но аукционный рекорд Бойса — ниже отметки в £1 млн. Впрочем, на первичном рынке цены на него, по словам Ропака, «гораздо выше».

Ожидается, что центральный экспонат выставки в галерее Ропака обойдет аукционный рекорд художника. «Опора для спины человека с тонкими конечностями (зайцеподобного) ХХ века н. э.» (1972–1982) — металлический мультипль, изготовленный Бойсом из терапевтической опоры для спины, использовавшейся при лечении маленьких детей, — оценена в €2,5 млн. Произведение было создано в 12 экземплярах, один из которых был продан десять лет назад за £254,4 тыс. Экземпляр Ропака, подписанный и помещенный Бойсом в витрину в 1982 году, экспонируется на втором этаже вместе с четырьмя десятками рисунков, созданных им в 1950-е годы (треть из них выставлена на продажу с ценником от £25 тыс. до £300 тыс.). Говоря об определении стоимости, Ропак отмечает: «Некоторых художников трудно продавать на аукционах. Установка работ Бойса может оказаться сложной задачей». И хотя это мешает его крупным произведениям попадать на аукционы, важнейшие из них все равно продолжают менять хозяев, но только в частном порядке. По словам Ропака, лишь 20% из составленного им в 2005 году списка работ на сегодняшний день остаются в тех же коллекциях.

«Лондон всегда понимал Бойса, — говорит Ропак и приводит в пример легендарную выставку художника в галерее Энтони д’Оффе на Деринг-стрит в 1980 году и приобретения Тейт. — Мы чувствуем, что в Лондоне есть спрос на Бойса, поэтому и вступаем в игру».

Международный директор отдела латиноамериканского искусства Phillips Генри Аллсопп признает, что Йозеф Бойс не обладает той же непосредственной эстетической привлекательностью, что Зигмар Польке или Герхард Рихтер. «Концептуальная природа творчества Бойса в некоторой мере подрывает рынок. Он пытался демократизировать искусство, — объясняет Аллсопп. — Кроме того, он создавал произведения в нескольких экземплярах, что на самом деле не очень-то способствует выстраиванию рынка».

Тем не менее в январе этого года на лондонских торгах Phillips войлочный костюм Бойса из серии в 100 экземпляров ушел за £81,25 тыс. против верхнего эстимейта в £70 тыс., что свидетельствует о росте цен. На нью-йоркских торгах 2012 года один из этих костюмов был продан за £59 тыс., а еще раньше войлочные костюмы Бойса попеременно то входили, то выходили из моды на аукционах (один был продан за £50 тыс. в 1989 году, другой — за £13 тыс. в 1999-м).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+