Антонио Гауди. От студенческих чертежей до планов Саграда Фамилия

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Наследие легендарного каталонского архитектора можно будет увидеть в Московском музее современного искусства

Дворец Гуэля. Терраса на крыше. © Palau Güell - Diputació de Barcelona
Антонио Гауди. Фрагмент керамичеcкой мозаики из парка Гуэля. Известняк, песок, цемент. Около 1903. Фото: Гилем Фернандес-Уэрта
Джоан Алсина. Дворец Гуэля. Фрагмент чертежа. 1910. Литография. К выставке Гауди на Салоне изящных искусств в Париже
Фотопортрет Антонио Гауди для участия в Международной выставке в Барселоне в 1888 г. Муниципальный институт музеев в Реусе
Дом Мила. Макет. Гипс. 145,4×240×180 cм. Фонд Каталонии, Барселона. Фото: Андрэ Флайзер
Антонио Гауди на стройке Саграда Фамилия. Автор неизвестен. Черно-белая репродукция с негатива. 1916
Антонио Гауди. Скамейка в интерьер квартиры в доме Кальвет. Дуб. Около 1900. Из частного собрания, Барселона. Фото: Изабель Казанова
Шпили собора Саграда Фамилия. © Basílica de la Sagrada Familia
Дворец Гуэля. Терраса на крыше. © Palau Güell - Diputació de Barcelona
Антонио Гауди. Фрагмент керамичеcкой мозаики из парка Гуэля. Известняк, песок, цемент. Около 1903.
Фото: Гилем Фернандес-Уэрта
Джоан Алсина. Дворец Гуэля. Фрагмент чертежа. 1910. Литография. К выставке Гауди на Салоне изящных искусств в Париже
Фотопортрет Антонио Гауди для участия в Международной выставке в Барселоне в 1888 г. Муниципальный институт музеев в Реусе
Дом Мила. Макет. Гипс. 145,4×240×180 cм. Фонд Каталонии, Барселона.
Фото: Андрэ Флайзер
Антонио Гауди на стройке Саграда Фамилия. Автор неизвестен. Черно-белая репродукция с негатива. 1916
Антонио Гауди. Скамейка в интерьер квартиры в доме Кальвет. Дуб. Около 1900. Из частного собрания, Барселона.
Фото: Изабель Казанова
Шпили собора Саграда Фамилия. © Basílica de la Sagrada Familia

Более 150 экспонатов рассказывают о каталонском архитекторе Антонио Гауди (1852–1926), которого почитают в России не меньше, чем на родине. В его честь и по его мотивам у нас делают интерьеры ресторанов. Турагентства строго наставляют: если вы едете в Барселону, то, бросив чемоданы в отеле, бегите смотреть Гауди. Почувствуйте грандиозность собора Саграда Фамилия, который начали строить в 1882 году и не завершили до сих пор. Рассмотрите интерьеры дома Мила, поднимитесь на крышу: таких биоморфных дымоходов больше нет нигде.

У нас Гауди оценили еще во времена СССР. В 1980 году состоялась его выставка в Москве, через шесть лет вышла монография барселонского профессора Нонеля Бассегоды, написанная специально для советских поклонников Гауди. Скромное издание мгновенно исчезло с прилавков. Редактор книги, историк архитектуры Вячеслав Глазычев в послесловии пишет: «В этой архитектуре куда больше карнавальной мистерии, чем духа покорности, больше гимна природе, чем самоуничтожения человека. Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением. Гауди — это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе. Гениальность тем отличается от выдающегося таланта, что не находит себе выражения в методе. Его метод неотделим от его личности».

Из 17 зданий, построенных по проектам Гауди, семь входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это то же самое, что показать семь фильмов на Каннском кинофестивале и получить за три из них «Золотые пальмовые ветви». Гауди обычно причисляют к модерну с обязательной оговоркой, что он особый, сюрреалистический. Неслучайно архитектором восхищался молодой Сальвадор Дали, хотя к тому времени модерн уже вышел из моды. Но им восхищался и Оскар Нимейер, звезда функционализма.Выставка создана на материалах архивов,

только специалистам, а также дома-музея Гауди в парке Гуэль, собора Саграда Фамилия, фондов домов Мила, Батльо и Висенс, построенных по проектам Гауди. Каждой из этих построек посвящен специальный раздел выставки. В итоге получился «весь Гауди»: от студенческих чертежей до планов Саграда Фамилия. Двадцать большеформатных фотографий Адольфа Маса из собрания Каталонского колледжа архитектуры показывают посмертную выставку Гауди в 1927 году. А Испанский архив кино предоставил фильм, снятый в 2008 году к открытию выставки «Дали и Гауди» в парке Гуэль.

Московский музей современного искусства (ММСИ)
Antoni Gaudí. Barcelona
24 мая — 10 сентября

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+