Умер А. Р. Пенк

Неоэкспрессионист, один из «Новых диких», живописец, график, скульптор и джазовый барабанщик скончался 2 мая в Цюрихе. Ему было 77 лет

А. Р. Пенк. «Деменция». 2002 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1967 / МоМА
А. Р. Пенк. Eau de Cologne. 1975 / МоМА
А. Р. Пенк. «Близкая перспектива». 1974 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1972 / МоМА
А. Р. Пенк. «Пейзаж». 2011 / МоМА
А. Р. Пенк. «Фортепианное соло». 1985 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 2005 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1967–1968 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1974 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1978 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1972 / МоМА
А. Р. Пенк. «Что такое гравитация?». 1984 / МоМА
А. Р. Пенк. «Автопортрет». 1987 / МоМА
А. Р. Пенк. «Автопортрет». 1972 / МоМА
А. Р. Пенк. «Деменция». 2002 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1967 / МоМА
А. Р. Пенк. Eau de Cologne. 1975 / МоМА
А. Р. Пенк. «Близкая перспектива». 1974 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1972 / МоМА
А. Р. Пенк. «Пейзаж». 2011 / МоМА
А. Р. Пенк. «Фортепианное соло». 1985 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 2005 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1967–1968 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1974 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1978 / МоМА
А. Р. Пенк. «Без названия». 1972 / МоМА
А. Р. Пенк. «Что такое гравитация?». 1984 / МоМА
А. Р. Пенк. «Автопортрет». 1987 / МоМА
А. Р. Пенк. «Автопортрет». 1972 / МоМА

Ральф Винклер (таково настоящее имя художника) родился 5 октября 1939 года в Дрездене и стал свидетелем бомбардировки, уничтожившей город в феврале 1945 года.

А.Р.Пенк никогда не обучался живописи систематически, но посещал художественную школу, а после, в 1953–1954 годах, — Дрезденскую академию художеств, где встретил известных в будущем неоэкспрессионистов Йорга Иммендорфа, Георга Базелица, Маркуса Люперца.

Псевдоним А.Р.Пенк Винклер взял в память о геологе и географе Альбрехте Пенке, который разделил на четыре эпохи ледниковый период. В разные годы художник называл себя также Майк Хаммер, Мики Спиллейн, Теодор Маркс или просто Y.

Понимая, что впереди не ждет ничего хорошего, А.Р.Пенк пытается построить карьеру в Восточной Германии и в 1966 году становится кандидатом в члены Союза художников, однако всегда находится под подозрением у властей. Использование псевдонимов отчасти облегчило проникновение работ художника из ГДР на запад Германии. Первая персональная выставка А.Р.Пенка проходит в галерее Михаэля Вернера в Кельне в 1969 году. Показанные на ней картины и скульптуры из серии «Стандарт» привлекли внимание публики.

В это же время восточногерманские власти начинают преследовать художника как диссидента: так, в 1977 году часть его работ конфискуется при обыске тайной полицией Штази.

В 1975 году Пенку присуждается западноберлинская художественная Премия Вилля Громана. В 1980 году А.Р.Пенка выдворяют из ГДР. Художник переехал в Дюссельдорф, где стал одной из главных фигур набирающего популярность движения «Новые дикие».

В 1981 году художник удостаивается в Базеле Премии имени Рембрандта. В середине 1980-х искусство А.Р.Пенка становится необычайно популярным в Нью-Йорке, который переживает увлечение граффити. Его работы огромных размеров отличает безошибочно узнаваемая изобразительная система — человеческая фигура сведена здесь к знаку, как в наскальной живописи, откуда художник берет также фигуры треугольника и круга. Однако А.Р.Пенк не сводит образы к влиянию первобытного искусства или граффити, располагая свою художественную манеру на границе фигуративного искусства и абстракции.

В 1984-м А.Р.Пенк выставляется в павильоне Германии на Венецианской биеннале. Четырежды участвует в Documenta.

В 1985 году художник завоевывает Художественную премию Ахена. В 1988 году Пенку присваивают звание профессора Академии искусств Дюссельдорфа.

В 2007 году прошла большая ретроспектива художника во франкфуртском Ширн Кунстхалле. Как джазовый ударник Пенк выпустил несколько пластинок, был сооснователем фри-джазовой группы Triple Trip Touch и участвовал в трио со знаменитым контрабасистом Петером Ковальдом.

За свою долгую жизнь А.Р.Пенк жил в Лондоне, Дублине, Берлине, Нью-Йорке и скончался в Цюрихе.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+