18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер поэт, архитектор и пионер боди-арта Вито Аккончи

«Однажды кто-то употребил выражение «концептуальное искусство», и я подумал, что, может быть, я смогу этим заниматься, у меня есть идеи, для меня есть место», — сказал в одном интервью художник

Американский художник Вито Аккончи, знаменитый радикальными концептуальными работами, скончался в возрасте 77 лет.

Аккончи родился в Бронксе и был не только художником, но и поэтом и архитектором. Он был первопроходцем телесного искусства и стал одним из тех, кто проложил путь для следующего поколения художников, таких как Мартин Киппенбергер, Мэтью Барни и Пол Маккарти.

В 1962 году Аккончи получил степень бакалавра по литературе в Колледже Святого Креста в Вустере в штате Массачусетс. С 1967 по 1969 год он издавал журнал под названием «0 to 9», после чего увлекся фотографией. Для работы «Следующее произведение» (1969) он ходил за прохожими и фотографировал их. Нью-йоркский Метрополитен-музей, в коллекции которого есть фотографии из этой серии, объясняет, что в этом произведении художник «исследует то, как тело занимает общественное пространство через исполнение продуманных действий и занятий». В ходе акции Seedbed (1972) в нью-йоркской Sonnabend Gallery он на протяжении нескольких часов лежал под пандусом и мастурбировал, делясь в громкоговоритель своими фантазиями о проходящих над ним посетителях.

С конца 1970-х он начал создавать экспериментальные скульптуры, мебель и произведения паблик-арта, в том числе «Рождение машины/Рождение лодки» (1988) в Питсбурге, «Обзывающийся стул» (1990) и «Летающие полы» (1988) в международном аэропорту Филадельфии. В том же 1988 году он основал собственное архитектурное бюро Acconci Studio, офис которого находится в Бруклине.

В прошлом году в MoMA PS1 в Нью-Йорке прошла обзорная выставка его творчества 1960–1970-х годов «Вито Аккончи. Где мы сейчас (и кто мы такие)?», в которую вошли ранняя поэзия, звуковые и видеоработы. В числе прочего там были представлены снятый на восьмимиллиметровую пленку «8 Супер» фильм «Театр теней» (1970), в котором Аккончи в ослепляющем свете ведет бой с собственной тенью, и фильм «Открытия» (1970), в котором художник вырывает растительность со своего тела. «Он подвергает сомнению границы того, что мы хотим считать частным и публичным, и сейчас эти вопросы стали только актуальнее», — прокомментировал его работы в прошлогоднем интервью New York Times директор MoMA PS1 Клаус Бизенбах.

В 2002 году в беседе с The Art Newspaper Вито Аккончи рассуждал о своем раннем творчестве: «После колледжа я поступил в школу писательского мастерства при Университете Айовы. В 1964 году я закончил ее и вернулся в Нью-Йорк, и именно тогда я узнал о существовании художественных галерей. Именно тогда я впервые увидел живопись Джаспера Джонса… Джаспер Джонс оказал на меня большое влияние, для меня была важна сама идея того, что обращение к условности дает возможность создать абстракцию. Ты берешь флаг, берешь цифру 5, и, если у тебя есть это данное, ты можешь создать любое впечатление. Это оказало очень сильное влияние на мое мышление, заставило меня увидеть условности, увидеть, что никакого „созидания“ нет, а есть только организация, реорганизация и дезорганизация».

На вопрос о том, привело ли это новое понимание к мысли о том, что он должен заняться искусством, Аккончи ответил: «Мне казалось, что никакого желания заниматься искусством у меня нет. Но я осознал, что, когда пишу, я воспринимаю страницу как пространство, по которому путешествую, и если меня так занимает движение по этому пространству, то нужно продолжать двигаться — по полу, по улице, по земле. Кроме того, в 1967 году выражения вроде „концептуальное искусство“ только начинали использоваться. Если бы концептуального искусства тогда не существовало, для меня не было бы места. Вход возможен только в определенное время в определенном контексте. Я не умел рисовать, не умел писать маслом, не умел строить, но однажды кто-то употребил выражение „концептуальное искусство“, и я подумал, что, может быть, я смогу этим заниматься, у меня есть идеи, для меня есть место».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+