18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы путешествий в палаццо Соранцо

№53
Материал из газеты

Первый проект Пушкинского музея в Венеции посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство

«Человек как птица. Образы путешествий» — такое название носит выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который открывается в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале. Над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству, но выставка получилась, скорее, исторической, исследующей эволюцию восприятия искусства. Известно, что взгляд на мир средневекового человека отличался от мироощущения человека Нового времени. Новые территории, новые впечатления и особенно путешествия, позволяющие взглянуть со стороны на другие сообщества и чужую природу, радикально изменили социум и искусство. Однако выставка Пушкинского музея рассказывает не только о физических перемещениях, но и о путешествиях в разных измерениях, во времени.

Кураторы, директор музея Марина Лошак и заведующая отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко, считают, что именно благодаря путешествиям человек развил восприятие мира, которое привело к изучению природы и в конечном итоге к возникновению научных инструментов и науки. Они также рассматривают и саму жизнь человека как путешествие, ведь она протекает в познании окружающего мира. В музее обещают, что, «подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы». Раскрывать замысел взялись 14 художников в размышлениях об истории развития визуального образа мира. Центром экспозиции стала видеопанорама, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения человека и птицы. В экспозицию вошла знаменитая серия Леонида Тишкова, путешествующего с переносной светящейся луной, звуковая скульптура Юрия Календарева, работы Татьяны Ахметгалиевой, арт-группы «Провмыза», Ирины Затуловской и Дмитрия Булныгина, видеопанорамы московской художницы и куратора Софьи Гавриловой.

Среди участников также есть художники из Аргентины, Бельгии, Германии, Италии и Японии. В качестве бонуса зрителей обещают научить технике гаптического зрения, когда экранные образы побуждают к тактильному контакту с материалом, а глаз превращается в орган осязания. Еще одна тема выставки — связь мировоззрения с развитием оптики, от камеры-обскуры до видеокамер. Чем больше человек путешествовал и познавал мир, тем больше ему хотелось узнать и увидеть. Таким образом развивались ремесла, позволившие усилить человеческое зрение с помощью механической, а позже и цифровой техники.

Сегодня мы скорее напоминаем киборгов, оснащенных записывающими камерами, чем полагающихся лишь на математику и чутье путешественников прошлого. И все же люди по-прежнему далеки от познания мира во всей его полноте, а значит, путешествие продолжается. 

Палаццо Соранцо ван Аксель
Человек как птица. Образы путешествий
13 мая – 5 сентября

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+