18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы путешествий в палаццо Соранцо

№53
Материал из газеты

Первый проект Пушкинского музея в Венеции посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство

«Человек как птица. Образы путешествий» — такое название носит выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который открывается в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале. Над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству, но выставка получилась, скорее, исторической, исследующей эволюцию восприятия искусства. Известно, что взгляд на мир средневекового человека отличался от мироощущения человека Нового времени. Новые территории, новые впечатления и особенно путешествия, позволяющие взглянуть со стороны на другие сообщества и чужую природу, радикально изменили социум и искусство. Однако выставка Пушкинского музея рассказывает не только о физических перемещениях, но и о путешествиях в разных измерениях, во времени.

Кураторы, директор музея Марина Лошак и заведующая отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко, считают, что именно благодаря путешествиям человек развил восприятие мира, которое привело к изучению природы и в конечном итоге к возникновению научных инструментов и науки. Они также рассматривают и саму жизнь человека как путешествие, ведь она протекает в познании окружающего мира. В музее обещают, что, «подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы». Раскрывать замысел взялись 14 художников в размышлениях об истории развития визуального образа мира. Центром экспозиции стала видеопанорама, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения человека и птицы. В экспозицию вошла знаменитая серия Леонида Тишкова, путешествующего с переносной светящейся луной, звуковая скульптура Юрия Календарева, работы Татьяны Ахметгалиевой, арт-группы «Провмыза», Ирины Затуловской и Дмитрия Булныгина, видеопанорамы московской художницы и куратора Софьи Гавриловой.

Среди участников также есть художники из Аргентины, Бельгии, Германии, Италии и Японии. В качестве бонуса зрителей обещают научить технике гаптического зрения, когда экранные образы побуждают к тактильному контакту с материалом, а глаз превращается в орган осязания. Еще одна тема выставки — связь мировоззрения с развитием оптики, от камеры-обскуры до видеокамер. Чем больше человек путешествовал и познавал мир, тем больше ему хотелось узнать и увидеть. Таким образом развивались ремесла, позволившие усилить человеческое зрение с помощью механической, а позже и цифровой техники.

Сегодня мы скорее напоминаем киборгов, оснащенных записывающими камерами, чем полагающихся лишь на математику и чутье путешественников прошлого. И все же люди по-прежнему далеки от познания мира во всей его полноте, а значит, путешествие продолжается. 

Палаццо Соранцо ван Аксель
Человек как птица. Образы путешествий
13 мая – 5 сентября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+