18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Война и мир Евгения Халдея. История страны глазами репортера

№53
Материал из газеты

К 100-летию фотографа Мультимедиа Арт Музей показывает его наследие

Евгений Халдей (1917–1997) — один из любимых авторов МАММ. Его первую персональную выставку показали здесь 20 лет назад и с тех пор все время включают в экспозиции. В основном о войне, ведь, работая в Фотохронике ТАСС, Халдей сделал множество таких снимков, включая знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом». Вообще, наследие Халдея хорошо изучено, его имя знает и массовый зритель, и западные коллеги. Директор парижского фотоагентства Rapho Марк Гроссе посвятил изучению его творчества многие годы и издал по итогам альбом. Еще раньше бельгийцы сделали фильм с монологами фотографа — его показывают на выставке.

В нынешнюю ретроспективу, в основу которой легли современные отпечатки из огромной музейной коллекции негативов и из архива семьи, фотолетопись войны, безусловно, вошла. Здесь можно увидеть все самые знаковые кадры: людей, собравшихся у уличной радиоточки 22 июня 1941 года, поэта Евгения Долматовского с бронзовой головой Гитлера в руках, регулировщицу на дороге в Берлин, поверженные нацистские штандарты на Красной площади, Жукова на белом коне и на трибуне Мавзолея рядом с внезапно сжавшимся в размерах вождем народов, самого вождя в белом кителе на Потсдамской конференции и военного преступника Геринга на Нюрнбергском процессе.

«Знамя» же представлено всей историей создания: несколькими кадрами с позирующими солдатами, видеорассказом о том, как Халдей шил флаг из месткомовской скатерти и замазывал вторые часы на руке героя, а также снимком, на котором советский фоторепортер стоит в 1995 году (скорее всего, на совместной выставке в Перпиньяне) с Джо Розенталем, автором другого «Знамени», американского. Мастерство режиссуры, впрочем, совершенно не мешает этому кадру быть одним из самых ярких символов Победы.

И все же упор на выставке сделан не на военной съемке, а на куда менее известных фотографиях мирного времени. Экспозиция также дополнена архивными документами, включая тетрадку «Кем была мама, которую убили 13 марта 1918 года» (мать фотографа погибла в еврейском погроме). И здесь оказывается, что, помимо Великой Отечественной, Евгений Халдей на протяжении нескольких десятилетий создавал огромную фотоисторию страны, в которую каждый кадр и каждый отрывок личных воспоминаний входит как кусок пазла в общую картину. Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала в 1940 году и девочки в детдоме в ­1954-м, концерт на Манежной во время празднования 800-летия Москвы, Джина Лоллобриджида в Шереметьево и дикторы телевидения в «Останкино». Конечно, эти снимки сделаны для советских газет, часть явно постановочна. Но, рассматривая их, вдруг замечаешь, как сильно отдельные детали вроде вышитой наволочки воспитанницы детдома или напоминающей современный декор сцены «Песни о Сталине» продолжают задевать чувства зрителя и давать неожиданные ­отсылки ко дню сегодняшнему. 

Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей
До 11 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+