18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Война и мир Евгения Халдея. История страны глазами репортера

№53
Материал из газеты

К 100-летию фотографа Мультимедиа Арт Музей показывает его наследие

Евгений Халдей (1917–1997) — один из любимых авторов МАММ. Его первую персональную выставку показали здесь 20 лет назад и с тех пор все время включают в экспозиции. В основном о войне, ведь, работая в Фотохронике ТАСС, Халдей сделал множество таких снимков, включая знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом». Вообще, наследие Халдея хорошо изучено, его имя знает и массовый зритель, и западные коллеги. Директор парижского фотоагентства Rapho Марк Гроссе посвятил изучению его творчества многие годы и издал по итогам альбом. Еще раньше бельгийцы сделали фильм с монологами фотографа — его показывают на выставке.

В нынешнюю ретроспективу, в основу которой легли современные отпечатки из огромной музейной коллекции негативов и из архива семьи, фотолетопись войны, безусловно, вошла. Здесь можно увидеть все самые знаковые кадры: людей, собравшихся у уличной радиоточки 22 июня 1941 года, поэта Евгения Долматовского с бронзовой головой Гитлера в руках, регулировщицу на дороге в Берлин, поверженные нацистские штандарты на Красной площади, Жукова на белом коне и на трибуне Мавзолея рядом с внезапно сжавшимся в размерах вождем народов, самого вождя в белом кителе на Потсдамской конференции и военного преступника Геринга на Нюрнбергском процессе.

«Знамя» же представлено всей историей создания: несколькими кадрами с позирующими солдатами, видеорассказом о том, как Халдей шил флаг из месткомовской скатерти и замазывал вторые часы на руке героя, а также снимком, на котором советский фоторепортер стоит в 1995 году (скорее всего, на совместной выставке в Перпиньяне) с Джо Розенталем, автором другого «Знамени», американского. Мастерство режиссуры, впрочем, совершенно не мешает этому кадру быть одним из самых ярких символов Победы.

И все же упор на выставке сделан не на военной съемке, а на куда менее известных фотографиях мирного времени. Экспозиция также дополнена архивными документами, включая тетрадку «Кем была мама, которую убили 13 марта 1918 года» (мать фотографа погибла в еврейском погроме). И здесь оказывается, что, помимо Великой Отечественной, Евгений Халдей на протяжении нескольких десятилетий создавал огромную фотоисторию страны, в которую каждый кадр и каждый отрывок личных воспоминаний входит как кусок пазла в общую картину. Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала в 1940 году и девочки в детдоме в ­1954-м, концерт на Манежной во время празднования 800-летия Москвы, Джина Лоллобриджида в Шереметьево и дикторы телевидения в «Останкино». Конечно, эти снимки сделаны для советских газет, часть явно постановочна. Но, рассматривая их, вдруг замечаешь, как сильно отдельные детали вроде вышитой наволочки воспитанницы детдома или напоминающей современный декор сцены «Песни о Сталине» продолжают задевать чувства зрителя и давать неожиданные ­отсылки ко дню сегодняшнему. 

Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей
До 11 июня

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+