18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Война и мир Евгения Халдея. История страны глазами репортера

№53
Материал из газеты

К 100-летию фотографа Мультимедиа Арт Музей показывает его наследие

Евгений Халдей (1917–1997) — один из любимых авторов МАММ. Его первую персональную выставку показали здесь 20 лет назад и с тех пор все время включают в экспозиции. В основном о войне, ведь, работая в Фотохронике ТАСС, Халдей сделал множество таких снимков, включая знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом». Вообще, наследие Халдея хорошо изучено, его имя знает и массовый зритель, и западные коллеги. Директор парижского фотоагентства Rapho Марк Гроссе посвятил изучению его творчества многие годы и издал по итогам альбом. Еще раньше бельгийцы сделали фильм с монологами фотографа — его показывают на выставке.

В нынешнюю ретроспективу, в основу которой легли современные отпечатки из огромной музейной коллекции негативов и из архива семьи, фотолетопись войны, безусловно, вошла. Здесь можно увидеть все самые знаковые кадры: людей, собравшихся у уличной радиоточки 22 июня 1941 года, поэта Евгения Долматовского с бронзовой головой Гитлера в руках, регулировщицу на дороге в Берлин, поверженные нацистские штандарты на Красной площади, Жукова на белом коне и на трибуне Мавзолея рядом с внезапно сжавшимся в размерах вождем народов, самого вождя в белом кителе на Потсдамской конференции и военного преступника Геринга на Нюрнбергском процессе.

«Знамя» же представлено всей историей создания: несколькими кадрами с позирующими солдатами, видеорассказом о том, как Халдей шил флаг из месткомовской скатерти и замазывал вторые часы на руке героя, а также снимком, на котором советский фоторепортер стоит в 1995 году (скорее всего, на совместной выставке в Перпиньяне) с Джо Розенталем, автором другого «Знамени», американского. Мастерство режиссуры, впрочем, совершенно не мешает этому кадру быть одним из самых ярких символов Победы.

И все же упор на выставке сделан не на военной съемке, а на куда менее известных фотографиях мирного времени. Экспозиция также дополнена архивными документами, включая тетрадку «Кем была мама, которую убили 13 марта 1918 года» (мать фотографа погибла в еврейском погроме). И здесь оказывается, что, помимо Великой Отечественной, Евгений Халдей на протяжении нескольких десятилетий создавал огромную фотоисторию страны, в которую каждый кадр и каждый отрывок личных воспоминаний входит как кусок пазла в общую картину. Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала в 1940 году и девочки в детдоме в ­1954-м, концерт на Манежной во время празднования 800-летия Москвы, Джина Лоллобриджида в Шереметьево и дикторы телевидения в «Останкино». Конечно, эти снимки сделаны для советских газет, часть явно постановочна. Но, рассматривая их, вдруг замечаешь, как сильно отдельные детали вроде вышитой наволочки воспитанницы детдома или напоминающей современный декор сцены «Песни о Сталине» продолжают задевать чувства зрителя и давать неожиданные ­отсылки ко дню сегодняшнему. 

Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей
До 11 июня

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+