Девять жизней современного искусства

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

13 мая открывается 57-я Венецианская биеннале современного искусства. У руля — четвертая в истории женщина-куратор на этом посту, а выставка прославляет художников-творцов

Канангинак Путугук. «Он думает, что кончился бензин, но сломался двигатель». 2009
Канангинак Путугук. «Он думает, что кончился бензин, но сломался двигатель». 2009

Биеннале современного искусства каждые два года собирает в Венеции профессионалов и любителей актуальных художественных практик. Возникшая в 1895 году как международная художественная выставка, начиная с 1976 года биеннале всегда проходит под руководством куратора-вдохновителя и каждый раз заявляет новую тему, которая отмечает важные тенденции и дает пищу для критических размышлений. Традиционно биеннале состоит из основного проекта — кураторской выставки, которая иллюстрирует основную тему, — и из выставок в национальных павильонах. Основной проект всегда располагается в Центральном павильоне в парке Джардини и в венецианском Арсенале. Национальные павильоны разбросаны по парку, а также по палаццо в черте города и пространствам в Арсенале. На 57-й Венецианской биеннале можно увидеть экспозиции 85 национальных павильонов, причем 4 страны принимают участие впервые: Антигуа и Барбуда, Казахстан, Кирибати и Нигерия.

В этом году куратор биеннале — Кристин Масель, четвертая женщина в истории, занявшая этот пост. До нее был дуэт кураторов Розы Мартинес и Марии де Корраль в 2005-м, а в 2009-м пост занимала швейцарка Биче Куригер. Кристин Масель — главный куратор Центра Помпиду с 2000 года. Она уже принимала участие в Венецианской биеннале: в 2007 году в качестве куратора павильона Бельгии, а в 2013-м — Франции. Помимо этого, она ответственна за выставки иллюзиониста от современного искусства Филиппа Паррено (2009), звезды французской арт-сцены Софи Каль (2003) и американской фотохудожницы Нан Голдин (2002).

Фрэнсис Апричард. «Бит». 2013. Anton Kern Gallery
Фрэнсис Апричард. «Бит». 2013. Anton Kern Gallery

Тема Венецианской биеннале этого года, выбранная Кристин Масель, похожа на восторженный манифест — Viva arte viva. Ее проект сильно меняет угол зрения по сравнению с прошлой биеннале, когда куратор Оквуи Энвезор вынес на всеобщее обозрение изъяны капиталистического мира и современное африканское искусство. В этом году в центре внимания оказываются не проблемы искусства, а само искусство, то есть в первую очередь художники. Нынче старый добрый девиз «Искусство ради искусства» заиграет новыми красками, а международной аудитории предстоит выучить много новых имен: из 120 участников 103 впервые показывают свои работы в основном проекте. Среди них — отечественные художники Таус Махачева, Ирина Корина и выходец из Советского Союза Вадим Фишкин.

Таус Махачеву можно назвать самой известной на сегодняшний день за пределами России российской современной художницей. В прошлом году она выступила в Центре Помпиду с перформансом «Супер Таус», в котором рефлексировала на тему традиционной роли женщины в родном Дагестане. Она многократный лауреат премий в области искусства, а также участница основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства. Ирина Корина — современный мастер тотальных инсталляций. Ее яркие масштабные работы, для которых она использует ткани, сухие ветви, органические и неорганические найденные объекты, заслужили ей место в ряду наиболее самобытных и ярких художников отечественной арт-сцены. В 2009 году она участвовала в групповой выставке в российском  павильоне на Венецианской биеннале. Вадим Фишкин родился в 1965 году в Пензе, сегодня живет и работает в Любляне. В 1996 году принимал участие в самой первой биеннале Manifesta в Роттердаме, а в 2014-м был участником Manifesta 10 в Санкт-Петербурге.

Анна Халприн. «Планетарный танец». 2013
Анна Халприн. «Планетарный танец». 2013

В списке участников основного проекта хватает и мировых знаменитостей. Можно выделить австрийского скульптора-акциониста Франца Веста, художника датского происхождения Олафура Элиассона, который создает погодные инсталляции, французских топ-звезд Кадера Аттиа и Филиппа Паррено, одного из самых известных мексиканских художников Габриэля Ороско.

Рефлексируя над структурой биеннале, исторически поделенной на главы-павильоны, выставка фокусируется на девяти художественных «семьях» — они же «павильоны» внутри нее, каждый из которых посвящен одной теме. Павильон художников и книг, Павильон радостей и страхов, Павильон общин, Павильон Земли, Павильон традиций, Павильон шаманов, Дионисийский павильон, Павильон красок, Павильон времени и бесконечности — каждый раскрывает тот или иной аспект современного художественного дискурса. Выставку открывает Павильон художников и книг (перед посетителями распахивают двери мастерские), а завершает Павильон времени и бесконечности, где куратор задает свой главный вопрос: в какое же время мы живем?

Вадим Фишкин. «Дверной проход». 2015. Видео
Вадим Фишкин. «Дверной проход». 2015. Видео

Основная идея, с которой Кристин Масель пришла в парк Джардини и венецианский Арсенал, — это прославление человека как творца. «Сегодня в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство показывает самое ценное из того, что делает нас людьми. Искусство — это универсальная основа для размышлений, самовыражения, проявления свободы и решения важнейших вопросов человеческой жизни. В рамках современных дискуссий роль, голос и ответственность художника важны как никогда… Viva arte viva — это биеннале, созданная художниками, о художниках и для художников. Она рассматривает формы, которые они предлагают, вопросы, которые они задают, методы, которые они развивают, и способы существования, которые они выбирают». В этом году биеннале совпала с проходящей раз в пять лет выставкой критического искусства Documenta, и сравнений невозможно избежать. Пока что можно с уверенностью сказать одно: вместо тяжелого разговора о несправедливости этого мира нам предстоит интеллектуальная игра, по которой многие успели соскучиться.

57-я Венецианская биеннале современного искусства
13 мая 2017 - 26 ноября 2017

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+