18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Советы покупателю живописи

№52
Материал из газеты

Определенная тренировка, несколько подручных средств и внимательный взгляд помогут увидеть, что скрывает картина

Когда речь заходит о старых мастерах, и покупателей и продавцов больше всего тревожит одно — атрибуция. Все зависит от того, «правильная» ли картина. Но зачастую из виду упускается еще один важный момент — ее состояние. Картина может быть сколь угодно подлинной, но если она в ужасном состоянии или зареставрирована до полусмерти, то ее авторство может не иметь никакого значения.

Так какие же признаки подскажут покупателю, что за картиной плохо ухаживали? И как научиться сразу, с первого взгляда определять, какие ее части оригинальны, а какие нет?

Разумеется, ни одной картине не идет на пользу действие времени, огня и воды. Но самый большой урон живописи наносят две категории людей: те, кто продает искусство, и те, в чьи обязанности входит заботиться о нем.

Прежде всего, это дилеры.  Вот лишь несколько примеров. В XIX — начале ХХ века овальные картины были не в моде, поэтому дилеры либо обрезали, либо надставляли холсты, чтобы придать им прямоугольную форму. Если какие-то детали на картине казались им излишне чувственными или непривлекательными для потенциальных покупателей, их попросту закрашивали (в этой категории лидируют соски). Знаменитый дилер Джозеф Дювин (1869–1939) покрывал картины таким количеством лака, что его клиенты видели на их поверхности свое отражение. А другой британский дилер, Уиль­ям Бьюкенен (1777–1864), чистил картины перочинным ножиком.

И все же за всю историю больше всего вреда произведениям искусства, пожалуй, принесли «реставраторы» — да, здесь я использую это слово в уничижительном смысле. Поначалу многие реставраторы были художниками, которые имели однозначный ответ на вопрос о том, как следует поступать с поврежденными или пострадавшими от агрессивной очистки картинами: конечно же, надо щедро записать их поверх. По счастью, с тех пор техники реставрации сильно усовершенствовались. В общем и целом сейчас дела обстоят гораздо лучше, хотя иногда ошибки все же случаются. В отличие от прежнего желтевшего с годами традиционного органического лака, сегодня используют новые синтетические лаки. И они действительно прекрасно работают — в том смысле, что не желтеют со временем. Они сереют.

Но есть и хорошие новости: регулярно тренируясь, несложно научиться определять невооруженным глазом, какие повреждения картина могла получить в прошлом. Так, слишком грубое дублирование холста можно определить, просто чуть постучав по нему: если на ощупь холст твердый, как доска, значит, его дублировали при помощи воска. Но высший пилотаж в деле оценки состояния полотна — умение определять поздние записи. Истинное качество картины (а с ним и ее авторство) может скрываться под слоем поздних правок, внесенных другим художником или плохим реставратором.

В последнее время разного рода записи могут делаться для того, чтобы скрыть реальное состояние картины. Я не имею в виду, что аккуратное поновление поврежденных участков неправильно или неэтично. Вовсе нет. Но случается, что некоторые реставраторы — вероятно, под влиянием дилеров и владельцев, — так увлекаются, что покрывают значительную часть холста новым слоем краски, который бывает трудно распознать. Здесь важно не полагаться на ультрафиолетовые лампы: они показывают только совсем недавние слои ретуши, но и в этом случае, если при поновлении были использованы темные пигменты, ультрафиолетовое излучение не обнаружит их. Более того, известно, что некоторые реставраторы — возможно, не по своей воле — использовали «непроницаемый» лак, отражающий (как солнцезащитный крем) ультрафиолетовые лучи, что делает обнаружение поздних записей невозможным.

Чтобы увидеть, что скрывает картина, нужны всего три вещи: время, увеличительные стекла и хороший фонарик. Если вы готовы рассматривать картину достаточно пристально и долго, она обязательно раскроет перед вами свои секреты.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+