Стоунхендж из полотен в ЦДХ

Ася Феоктистова на свой юбилей превратит один из залов ЦДХ в сад живописи, а лучшие современные художники Латвии привезли в Москву в том числе кусочек грядущей Венецианской биеннале

Фото: Ася Феоктистова
Фото: Ася Феоктистова

«50 попыток сказать честно». Ася Феоктистова. С 26 апреля по 14 мая

ЦДХ, Expo-88, галерея Аси Феоктистовой Herbarium и галерея Futuro представляют в Центральном доме художника (Москва, ул. Крымский Вал, д. 10) этапный проект Аси Феоктистовой «50 попыток сказать честно». Картины превратят пространство зала № 5 (2-й этаж) в сад живописи — Стоунхендж из монументальных полотен (3х2 м). Нестандартную архитектуру экспозиции дополнят и более камерные вещи, в том числе графика. Каждую работу сопровождает текст, который возникал в процессе написания картины с обратной стороны холста, это часть образа. Открытие проекта, приуроченного к юбилею художницы, состоится 26 апреля в 17:00 в ЦДХ. В программе: перформанс с реальными героями картин, музыкальные импровизации, презентация каталога и розыгрыш 20 его экземпляров.

Подробнее на https://www.facebook.com/feoktistova.asya.artist


«Extension.lv: встреча с самим собой». Вольдемар Йохансон, Роман Коровин, Дайга Крузе, Лиена Мацкус, Диана Тамане, Микелис Фишерс, Андрис Эглитис, Кристапс Эпнерс, Атис Якобсонс. До 14 мая

Галерея «Триумф» (Москва, ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 5) представляет пятую выставку в проекте Extension, который показывает актуальную художественную сцену разных стран мира. «Extension.lv: встреча с самим собой» — это показ творчества современных художников Латвии. Большинство художников, представленных на выставке, хотя бы раз в жизни были номинантами или призерами национальной премии «Приз Пурвитиса» (Purvitis Prize). Учрежденная в 2008 году, она стала символом происходящего сегодня в мире современного искусства Латвии.

Характерный для многих стран поиск идентичности в не меньшей степени определяет и художественную жизнь Латвии. Однако эксперименты по конструированию идентичности остались в 1990-х, и сегодня можно наблюдать уже рефлексию над тем, что в итоге приобрело черты реальности, и поиск возможных средств описания этой реальности. Цитата Карла Густава Юнга «Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», ставшая подзаголовком выставки, как раз описывает данное состояние. Осмысление своего опыта требует, как правило, определенной дистанции, и в случае латвийской художественной сцены такая дистанция обнаруживается в пространстве мифа, мистики и эзотерики.

Неслучайно фраза Юнга лежит в основе проекта Микелиса Фишерса, который в этом году представляет Латвию на 57-й Венецианской биеннале. Художник, создававший провокационные работы в 1990-е годы, уже в наше время обратился к эзотерике, научной фантастике и теориям заговора, то есть к попыткам расшифровать реальность, подобрать к ней соответствующий код. На выставке представлены его масштабный живописный холст MegaMatter и фрагмент будущего проекта для Венецианской биеннале What Сan Go Wrong.

Интерес к мифологическому языку описания и создания реальности разделяют и другие художники. В своей крупноформатной графике Атис Якобсонс совмещает элементы сакральной геометрии с образами из снов, которые визуализируют поиск гармонии. Многосоставная звуковая инсталляция Вольдемара Йохансона, выполненная из тонкого черного гранита, создает медитативное ощущение от зарождения некой гармонии и синтеза звука, пространства и невидимой глазу реальности в результате воздействия визуально упорядоченных геометрических форм и ионизированных частиц.

Кристапс Эпнерс и Лиена Мацкус также обращаются к проблематике наблюдения и медитации. Если для Эпнерса объектом наблюдения является сам взгляд и оптика (видеоработа «Окна» показывает скорее сами окна, нежели то, что они позволяют увидеть), то Мацкус в трехчастной инсталляции «Прыгай в холодную воду» затрагивает старую проблему гармонии человека и природы, но в новых реалиях, а именно в ситуации бегства из города и повседневной суеты, которая проявляется в практиках дауншифтинга.

Андрис Эглитис, один из авторов павильона Латвии на Венецианской биеннале в 2015 году, пытается понять место человека в современном мире путем создания собственной иллюзорной реальности из инсталляций и объектов, которые отсылают к образам современных городов, интерьеров и природы. Повседневность стала предметом анализа в работе фотографа и живописца Романа Коровина, который собрал инсталляцию из небольших живописных полотен и тем самым создал пространство нового смысла, состоящее из остроумных и шутливых обращений к будничным сюжетам. Скорость современной жизни, невозможность фиксации отдельных моментов становится одновременно и темой, и методом работы Дайги Крузе, которая в своей живописной технике пытается отразить опыт существования в постоянном движении.

Ускорение современной жизни не отменяет медитативной установки и интереса к прошлому, и это проявляется в работах Дианы Тамане, которая показывает фрагменты из семейного архива, связанные с личными и телесными эмоциональными переживаниями, и тем самым обнаруживает дополнительные пласты памяти в памяти семьи.

Представленных художников во многом объединяет схожесть профессиональных траекторий. Практически все получили образование в латвийской Академии художеств, принимали участие в выставках в Латвии и за ее пределами, были номинантами или лауреатами «Приза Пурвитиса».

Подробнее на http://www.triumph-gallery.ru/events/extension-lv-vstrecha-s-samim-soboy.html

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+