18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пакгаузы Нижнего Новгорода превратят в музей

№52
Материал из газеты

На месте впадения Оки в Волгу едва не уничтожили конструкции выставочных павильонов 1896 года, построенных для Нижегородской промышленной ярмарки

Памятниками эти обшитые снаружи и превращенные в пакгаузы выставочные павильоны называют исходя из их архитектурных достоинств и невероятной истории. Официально же только 26 декабря 2016 года было зарегистрировано заявление, требующее признать здания «объектами, обладающими признаками объектов культурного наследия (ОКН)». Но и обнаружили их лишь в 2015-м, когда, готовясь к чемпионату мира по футболу, город открыл свободный доступ к стрелке, раньше здесь был порт.

Первый шаг к спасению воодушевил градозащитников, ведь Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода, требовал пакгаузы снести. Но не стоит обольщаться: госохрана на них пока не распространяется. За три месяца в управлении Госохранкультуры Нижегородской области должны решить, станут ли пакгаузы «выявленными ОКН». Если станут, охрана останется на год, и тогда госэкспертиза охранный статус опровергнет или подтвердит и у пакгаузов начнется новая жизнь. Уже существуют архитектурные решения, предлагающие освободить металлические колонны и перекрытия от поздних наслоений и остеклить, превратив павильоны в стеклянные дворцы. Им вернут первоначальный облик, который они обрели впервые даже не в Нижнем Новгороде, а в Москве.

Сконструированы они были для главного здания предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоявшейся в 1882 году на Ходынском поле. Выставка в Нижнем занимала втрое больше места — 80 га. Дмитрий Менделеев тогда писал, что «последующие российские выставки будут всемирными по своему масштабу», не предполагая, что Россия свернет не туда и о выставке в Нижнем предпочтут на 100 лет забыть. Но в 1896-м на нее дивились как на чудо.

Металл, на котором держалось круглое главное здание с восемью лучами (два пакгауза и есть фрагменты этих лучей), произвели на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Прокат тогда был однообразным: никаких швеллеров и двутавров, только листовая сталь и уголки, которые архитекторы и инженеры сплели в изысканную ажурную вязь. Сооружение оказалось таким дорогим, что к следующей выставке, в Нижнем, его не уничтожили, а заново собрали. Да, потеряв 2% металла, но сэкономив 300 тыс. руб.

Однако еще раз собрать их (такое тоже предлагалось) не удастся, притом что металл хорошо сохранился. Столкнувшись с явным сопротивлением горожан, Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области, поспешил их успокоить: «Конструкции эти как были, так и останутся, но станут еще лучше». Вот это «лучше» и пугает. Тем более что чуть раньше губернатор заявлял: «Сейчас наша задача — это знаковое место (стрелку. — TANR) привести в порядок. Чтобы глаз радовало, сердцу было приятно». Людям, как известно, приятно разное, а на всех не угодишь.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+