Пакгаузы Нижнего Новгорода превратят в музей

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

На месте впадения Оки в Волгу едва не уничтожили конструкции выставочных павильонов 1896 года, построенных для Нижегородской промышленной ярмарки

Фото: Дом антикварной книги в Никитском
Фото: Дом антикварной книги в Никитском

Памятниками эти обшитые снаружи и превращенные в пакгаузы выставочные павильоны называют исходя из их архитектурных достоинств и невероятной истории. Официально же только 26 декабря 2016 года было зарегистрировано заявление, требующее признать здания «объектами, обладающими признаками объектов культурного наследия (ОКН)». Но и обнаружили их лишь в 2015-м, когда, готовясь к чемпионату мира по футболу, город открыл свободный доступ к стрелке, раньше здесь был порт.

Фото: Дом антикварной книги в Никитском
Фото: Дом антикварной книги в Никитском

Первый шаг к спасению воодушевил градозащитников, ведь Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода, требовал пакгаузы снести. Но не стоит обольщаться: госохрана на них пока не распространяется. За три месяца в управлении Госохранкультуры Нижегородской области должны решить, станут ли пакгаузы «выявленными ОКН». Если станут, охрана останется на год, и тогда госэкспертиза охранный статус опровергнет или подтвердит и у пакгаузов начнется новая жизнь. Уже существуют архитектурные решения, предлагающие освободить металлические колонны и перекрытия от поздних наслоений и остеклить, превратив павильоны в стеклянные дворцы. Им вернут первоначальный облик, который они обрели впервые даже не в Нижнем Новгороде, а в Москве.

Сконструированы они были для главного здания предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоявшейся в 1882 году на Ходынском поле. Выставка в Нижнем занимала втрое больше места — 80 га. Дмитрий Менделеев тогда писал, что «последующие российские выставки будут всемирными по своему масштабу», не предполагая, что Россия свернет не туда и о выставке в Нижнем предпочтут на 100 лет забыть. Но в 1896-м на нее дивились как на чудо.

Фото: Дом антикварной книги в Никитском
Фото: Дом антикварной книги в Никитском

Металл, на котором держалось круглое главное здание с восемью лучами (два пакгауза и есть фрагменты этих лучей), произвели на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Прокат тогда был однообразным: никаких швеллеров и двутавров, только листовая сталь и уголки, которые архитекторы и инженеры сплели в изысканную ажурную вязь. Сооружение оказалось таким дорогим, что к следующей выставке, в Нижнем, его не уничтожили, а заново собрали. Да, потеряв 2% металла, но сэкономив 300 тыс. руб.

Однако еще раз собрать их (такое тоже предлагалось) не удастся, притом что металл хорошо сохранился. Столкнувшись с явным сопротивлением горожан, Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области, поспешил их успокоить: «Конструкции эти как были, так и останутся, но станут еще лучше». Вот это «лучше» и пугает. Тем более что чуть раньше губернатор заявлял: «Сейчас наша задача — это знаковое место (стрелку. — TANR) привести в порядок. Чтобы глаз радовало, сердцу было приятно». Людям, как известно, приятно разное, а на всех не угодишь.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+