Что не пропустить на Венецианской биеннале

Мы выбрали самые интересные выставки ближайшего полугода в Венеции, где пересекаются темы музыкального и визуального восприятия мира, магии и интуиции, политического противостояния и социального неравенства

Олафур Элиассон. «Зеленый свет». 2016. Фото: Sandro E. E. Zanzinger / TBA21
Олафур Элиассон. «Зеленый свет». 2016.
Фото: Sandro E. E. Zanzinger / TBA21

Естественное, живое, свободное — такое искусство куратор 57-й Венецианской биеннале этого года Кристин Масель искала для основного проекта под названием Vive arte viva. По словам Масель, она хотела противопоставить коллективным страхам о конце эпохи гуманизма оптимистическое, полное страсти к жизни художественное высказывание. Мы отобрали самые интересные выставки основной и параллельной программ, о которых известно уже сейчас, и объединили их по темам, которые более других увлекли художников в 2017 году.

Дмитрий Курляндский. Фото: «Электротеатр «Станиславский»
Дмитрий Курляндский.
Фото: «Электротеатр «Станиславский»

Музыка выходит на первый план

В павильоне Франции сыграет на самостоятельно изобретенных инструментах художник Ксавье Вейлан. Пространство будет напоминать звукозаписывающую студию, которую разгромил ураган.

В павильоне России на выставке Theatrum Orbis звук будет играть важную роль. В ансамбле с работами художников Гриши Брускина, Саши Пироговой и дуэта Recycle Group работают композиторы Дмитрий Курляндский, Петр Айду и Константин Дудаков-Кашуро. Впервые в истории павильона звук выйдет за пределы здания и проникнет в парк Джардини. Музыкальный перформанс Дмитрия Курляндского “Commedia delle arti” пригласит зрителей к диалогу с искусством. Согласно задумке, вооружившись партитурой-инструкцией, любой прохожий сможет исполнить звуковой перформанс, причем для этого не нужно будет вокального таланта — только «потребность аудиального восприятия и осмысления себя и мира». При этом на подступах к павильону зазвучит опера «Прометей, трагедия слышания» Луиджи Ноно. Источники звука будут затейливо распределены в пространстве, чтобы создавать разные объемы звучания.

В рамках параллельной программы в культурном центре Nuova Icona, расположенном в старинной церкви Святого Людовика, будет проходить перформанс в память о японском концептуалисте Он Каваре «Всем, кто жил и умер». По замыслу Джонатана Уоткинса, директора британской Icon Gallery, 20 томов книги этого художника One Million Year, заполненной столбцами прошедших и будущих дат, будут зачитывать, сидя у алтаря, юноша и девушка. Поучаствовать в медитативной практике может любой, кто напишет письмо на volunteerskawara@gmail.com.

Работы гонконгского художника Самсона Янга в этом году громко звучат на главных художественных выставках. В рамках сотрудничества с BMW Art Journey он изучал пушки и колокола в разных частях света. Художника заворожила тема трансформации одних в другие: во времена войны все колокола переливали в пушки, тогда как в мирное время от пушек избавлялись, превращая их обратно в колокола. Для работы на Венецианской биеннале он предпочел нечто более простое и популярное. В павильоне Гонконга можно будет услышать его новую работу «Песни для оказания помощи» и углубиться в историю американского благотворительного сингла 1980–1990-х годов. Комбинируя музыку с записями выступлений Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, Янг предлагает разобраться, как воздействует на человеческую психологию песня, призванная собирать миллионы на благие дела.

Самсон Янг. «Сигнальный путь II: зловещий резонанс». Фото: © P.M. Lydon; courtesy of Edouard Malingue Gallery and the artist
Самсон Янг. «Сигнальный путь II: зловещий резонанс».
Фото: © P.M. Lydon; courtesy of Edouard Malingue Gallery and the artist

Магия и ритуал

Название проекта павильона Италии «Этот волшебный мир» позаимствовано из заглавия книги популярного антрополога Эрнеста де Мартино. В книге 1948 года этот ученик и верный последователь Мирча Элиаде описывал значение религиозных и магических ритуалов. Трое итальянских художников — Аделита Хусни-Бей, Джорджо Андреотта Кало и Роберт Куоги, вдохновившись примером, исследуют значение ритуалов в утрачивающем религиозность современном мире. Выражать свою идею итальянцы будут в трех разных техниках. С объектами из «мастерской шамана-художника» (Куоги) будет соседствовать инсталляция с использованием воды (Кало) и видеоработа на тему радикальной педагогики (Хусни-Бей).

В павильоне Ирландии в этом году прославляют женскую силу (феминистка Джесс Джонс посвятила ведьмам и магической стороне искусства фильм «Дрожите, трепещите!»), а исландцы решили обратиться к национальному фольклору. Павильон Исландии заполнят анимацией и рисунками с двумя кровожадными троллями. Комиксы про уродливых персонажей, пугающих людей, но не чуждых при этом искусства, автор замысла Эгилль Сайбьернссон уже начал выкладывать в Instagram.

Для павильона Грузии художник Важико Чачхиани не спешит изображать волшебных героев, а сосредоточен на месте их обитания. Специально для биеннале из Грузии он привезет старую избушку, зайти в которую будет нельзя, только заглянуть снаружи. Обустроенная мебелью и даже картинами, лачужка будет постепенно зарастать мхом изнутри. Вдобавок в ней будет постоянно идти дождь.

Аделита Хусни-Бей. «В тяжелых условиях». 2013. Фото: Laveronica Gallery
Аделита Хусни-Бей. «В тяжелых условиях». 2013.
Фото: Laveronica Gallery

Интуиция и новый взгляд на мир

Расширить сознание в духе почти кастанедовского «сталкинга» можно будет на выставке «Человек как птица» в палаццо Соранцо, подготовленной ГМИИ им. Пушкина. Четырнадцать художников из разных стран, среди которых несколько известных российских авторов (Софья Гаврилова, Юрий Календарев, Леонид Тишков), будут приучать зрителя к техникам «гаптического зрения». Термин «гаптическое восприятие» означает активное, деятельное осязание, с помощью которого возникает объемный контур предмета.

Под «гаптическим зрением» кураторы подразумевают новый уровень восприятия искусства, в котором задействованы различные гаджеты, слух, обоняние и чутье. Это может оказаться очень полезным для восприятия выставок нынешнего года. Например, для многообещающего проекта «Интуиция», который делает в палаццо Фортуни один из самых знаменитых антикваров мира Аксель Верворт вместе с директором расположенного в этом здании музея Даниеллой Феретти. Именно в палаццо Фортуни с 2007 года во время биеннале проходят выставки Верворта, на которых работы Ансельма Кифера объединяются с африканской скульптурой, старинные ткани — с произведениями польского концептуалиста Романа Опалки, а иконы — с портретами лошадей. Поскольку на этот раз тема экспозиции связана с шестым чувством, гипнозом, телекинезом и влиянием на творчество художников потусторонних сил, сочетаний стоит ждать самых неожиданных. Помимо картин Пауля Клее, Василия Кандинского, Пьера Алешинского и Хильмы аф Клинт, работ Йозефа Бойса и Марины Абрамович, в палаццо Фортуни зрители увидят несколько перформансов с элементами телепатии и введения в гипноз.

Важико Чачхиани. «Зима, которой не было». 2017. Видео. Courtesy the artist and Daniel Marzona, Berli
Важико Чачхиани. «Зима, которой не было». 2017. Видео. Courtesy the artist and Daniel Marzona, Berli

Театр теней и света

Для Венецианской биеннале этого года художник Олафур Элиассон проведет воркшоп «Зеленый свет», первая версия которого стартовала в венском музее TBA21 прошлой весной. Тогда художник пригласил мигрантов и беженцев, чтобы придумывать и мастерить световые инсталляции из переработанных материалов, в основном зеленых бутылок и стаканчиков. Зеленый цвет был использован как универсальный символ свободного движения. Компактные инсталляции можно было приобрести за $300 каждую, а выручка шла в австрийский Красный Крест. В этот раз участники — а это 60 мигрантов из венецианского города-сателлита Местре, — были выбраны заранее. После окончания биеннале художник полон решимости распространить «зеленую» инициативу по всей Европе.

Территорию австрийского павильона в этом году поделит между собой пара художников, один из которых — преподаватель университета прикладных искусств Бриджит Кованц, прежде никогда из Германии не выезжавшая. Она создает зеркально-световые и неоновые скульптуры, которые, вероятно, будут смотреться очень эффектно в сочетании с работами второго художника павильона — известного провокатора и шутника Эрвина Вурма, автора «Узкого дома» на биеннале 2011 года.

Работа художницы Саши Пироговой в павильоне России тоже будет посвящена свету, правда, скорее, в метафизическом смысле. Источником света, а следовательно, и жизни, по мысли автора, является сам человек. Художница разъяснит свою точку зрения в видеоработе «Сад», выстраивая кадры от абсолютной темноты до слепящей белизны.

Проект теневого театра готовят в павильоне Китая. Куратор, директор Шанхайской биеннале и неоднократный участник прошлых биеннале в Венеции Цю Чжицзе утверждает: «Сегодня театр может быть гораздо интереснее, чем видео, он может привлекать больше зрителей». Чтобы доказать это и одновременно подчеркнуть лелеемую китайцами тему преемственности поколений и любви к традициям, вместе с современными художниками Тан Наньнанем и У Цзяньанем куратор пригласил сыграть роли в «театре теней» мастеров декоративно-прикладного искусства: резчика по дереву и вышивальщика шелком.

Леонид Тишков. «Частная луна». Courtesy of the artist
Леонид Тишков. «Частная луна». Courtesy of the artist

Политика и общественные проблемы

Больную тему противостояния исламским экстремистам, пытающимся построить халифат на ближневосточных территориях, раскрывают в павильоне Ирака. Выставка страны, где уже много лет не прекращается война, посвящена проблемам сохранения культурного наследия. С работами современных иракских художников будут соседствовать тысячелетние артефакты из печально известного Национального музея в Багдаде, напоминая о многочисленных утраченных памятниках, похищенных или уничтоженных во время военных действий.

В палаццо Бембо в рамках параллельной программы можно будет увидеть инсталляцию Виты Буйвид со снимками праздной петербургской толпы — этот проект относится к далеким 1990-м. Тогда он рассказывал о том, как толпа провоцирует непреодолимое желание уединиться, но, глядя на фотографии из сегодняшнего дня, нельзя не вспомнить о всплеске коллективных гражданских чувств, который последовал за трагическими апрельскими событиями в петербургском метрополитене.

Динео Сеши Бопапе. «Земля». Фото: MAXIME BOISVERT
Динео Сеши Бопапе. «Земля».
Фото: MAXIME BOISVERT

В палаццо Контарини Полиньяк откроется выставка финалистов ежегодной премии Future Generation Art Prize. Победительница — уроженка Южной Африки Динео Сеши Бопапе, чья зрелищная инсталляция из чернозема и пепла, напоминающая о времени апартеида, производит исключительно сильное впечатление.

Нарушение прав заключенных и состояние современных тюрем будет одной из главных художественных тем нынешней биеннале. Причем флагманом идей стал павильон США. В Америке сегодня всемирно известный архитектор Фрэнк Гери читает курс об архитектуре и дизайне тюрем калифорнийским студентам, а в тюрьмах Сан-Квентин и Салинас делают выставки, о которых пишет New York Times. Американский художник Марк Брэдфорд, который известен работами на темы расовой дискриминации, покажет в павильоне США венецианский проект по адаптации итальянских заключенных к жизни на свободе. Социальная инициатива под названием «Завтра будет другой день» растянется на шесть лет: художник подписал контракт с местной некоммерческой организацией Rio Terà dei Pensieri, которая занимается трудоустройством заключенных в Венеции.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+