18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сюрреализм и livre d’artiste

В Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина 17 февраля открылась выставка «Сюрреализм и livre d’artiste». Именно в жанре livre d’artiste наиболее ярко и последовательно проявилось одно из важнейших направлений искусства ХХ века — сюрреализм. А сама выставка — это попытка проследить его путь на лучших образцах печатной графики, в которой работали практически все известные художники ХХ века, принимавшие участие в движении сюрреализма.

Пожалуй, главное достоинство выставки заключается даже не в том, что собрание из более чем 400 графических работ из 60 изданий расположилось во всех 12 залах первого этажа Музея личных коллекций. И не в том, что одним из кураторов выставки был Лоуренс Сафайе, признанный американский искусствовед и маститый специалист по теории и истории искусства ХХ века.

Рядом с известными в России именами сюрреалистов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро, Андре Массон и другие) впервые прозвучали не менее признанные имена художников, но в России при этом почти неизвестные. Вифредо Лам, сделавший в Croiseur Noir офорты — парафразы  фрагментов «Герники» Пикассо; Доротея Таннинг, последняя жена Макса Эрнста и одна из немногих женщин — участниц движения сюрреалистов (прожила 102 года и скончалась лишь в 2012 году); Роберт Себастьян Матта; Леонор Фини; Ханс Беллмер; Артуро Шварц, издатель и автор многих работ в жанре livre d’artiste, значительная часть собрания которого в конце 1990-х была передана в Музей Израиля в Иерусалиме.

В открытии этих имен широкому зрителю, пожалуй, и заключается важнейшее значение этой выставки. Сама она условно разделена на довоенную и послевоенную части. Кроме того, зрители впервые смогут увидеть графические циклы таких художников, как Беллмер, Лам и Фини, и познакомиться с наиболее последовательным рассказом о рождении жанра livre d’artiste и его пути в Россию.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+