Высокое телевизионное искусство

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

В Фонде Prada открывается выставка Франческо Веццоли, посвященная итальянскому телеканалу Rai, где ностальгический взгляд художника на телевидение 1970-х представлен в окружении картин, скульптур и инсталляций

Фабио Маури. «Телевизор, который плачет». 1972. Кадр из программы канала RAI TV2
Фабио Маури. «Телевизор, который плачет». 1972. Кадр из программы канала RAI TV2

Итальянца Франческо Веццоли часто сравнивают с Джеффом Кунсом из-за пристрастия к массовой культуре и ее звездам. В своем самом известном проекте «Вышитая трилогия» Веццоли собственной рукой вышил сверкающие слезы на портретах икон массовой культуры — от Анны Маньяни и Греты Гарбо до Леди Гаги. Веццоли — выпускник Колледжа искусства и дизайна святого Мартина, того самого, откуда вышли Джон Гальяно и Александр Маккуин, так что мир высокой моды с его культом ручного труда совсем ему не чужд. А fashion-индустрия в свою очередь отвечает ему взаимностью: модные дома давно благоволят итальянскому художнику, поддерживая его на протяжении всей карьеры. В фокусе нового проекта Веццоли оказалась безупречная эстетика 1970-х — 9 мая в Фонде Prada открывается его выставка, посвященная итальянскому национальному телеканалу Rai.

Джанни Петтена. «Аплодис­менты». 1968. Переносной короб с подсветкой
Джанни Петтена. «Аплодис­менты». 1968. Переносной короб с подсветкой

В разделах выставки, освещающих три миссии телеканала: искусство, политика и развлечения, — показаны документальные фрагменты из архива Rai в окружении картин, скульптур и инсталляций, выбранных Веццоли для понимания культурного бэкграунда эпохи. Однако и тут в центре внимания оказываются культовые персонажи, благодаря которым архив итальянского канала сегодня выставляется в музейном пространстве. Телекомпания сотрудничала с такими гигантами, как Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Паоло и Витторио Тавиани, так что некоторые программы сегодня выглядят настоящими произведениями искусства. Многие передачи вполне можно показывать в качестве видеоарта, например популярную Come nasce un’opera d’arte («Как рождается произведение искусства»). Она была посвящена творчеству таких итальянских мэтров, как Алигьеро Боэтти, Ренато Гуттузо, Джорджо де Кирико и Микеланджело Пистолетто.

Выступления звезд итальянской эстрады, наверное, один из сильных ностальгических моментов для Веццоли, чье детство пришлось как раз на 1970-е. На черно-белых кадрах сохранились шоу с блестящей Рафаэллой Карой в минималистичных декорациях в духе оп-арта, а представления сестер-близнецов Кесслер сегодня выглядят как образец высокого гламура. Впрочем, блестящая сторона телевидения вовсе не доминирует на выставке. Экранизации классики и телевизионные спектакли, забытые на современном ТВ, кажутся удивительным примером его тогдашней просветительской функции.

В разделе, посвященном политическому влиянию телеканала, анализируется взгляд на политику тех лет, идущий из новостных передач. В Италии 1970-е годы были напряженными, отмеченными массовыми убийствами, терактами и социальными протестами. В сложном климате начинает развиваться феминизм. Культура женских телешоу для домохозяек противопоставлена на выставке работам художниц-феминисток, среди которых, например, видео «Руки» Кетти Ла Рокка, показывающей с помощью жестов «новый женский словарь». Из фрагментов разных передач складывается единая картина 1970-х годов в Италии — яркого, противоречивого времени, на которое художник смотрит с нескрываемой ностальгией.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+