Высокое телевизионное искусство

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

В Фонде Prada открывается выставка Франческо Веццоли, посвященная итальянскому телеканалу Rai, где ностальгический взгляд художника на телевидение 1970-х представлен в окружении картин, скульптур и инсталляций

Фабио Маури. «Телевизор, который плачет». 1972. Кадр из программы канала RAI TV2
Фабио Маури. «Телевизор, который плачет». 1972. Кадр из программы канала RAI TV2

Итальянца Франческо Веццоли часто сравнивают с Джеффом Кунсом из-за пристрастия к массовой культуре и ее звездам. В своем самом известном проекте «Вышитая трилогия» Веццоли собственной рукой вышил сверкающие слезы на портретах икон массовой культуры — от Анны Маньяни и Греты Гарбо до Леди Гаги. Веццоли — выпускник Колледжа искусства и дизайна святого Мартина, того самого, откуда вышли Джон Гальяно и Александр Маккуин, так что мир высокой моды с его культом ручного труда совсем ему не чужд. А fashion-индустрия в свою очередь отвечает ему взаимностью: модные дома давно благоволят итальянскому художнику, поддерживая его на протяжении всей карьеры. В фокусе нового проекта Веццоли оказалась безупречная эстетика 1970-х — 9 мая в Фонде Prada открывается его выставка, посвященная итальянскому национальному телеканалу Rai.

Джанни Петтена. «Аплодис­менты». 1968. Переносной короб с подсветкой
Джанни Петтена. «Аплодис­менты». 1968. Переносной короб с подсветкой

В разделах выставки, освещающих три миссии телеканала: искусство, политика и развлечения, — показаны документальные фрагменты из архива Rai в окружении картин, скульптур и инсталляций, выбранных Веццоли для понимания культурного бэкграунда эпохи. Однако и тут в центре внимания оказываются культовые персонажи, благодаря которым архив итальянского канала сегодня выставляется в музейном пространстве. Телекомпания сотрудничала с такими гигантами, как Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Паоло и Витторио Тавиани, так что некоторые программы сегодня выглядят настоящими произведениями искусства. Многие передачи вполне можно показывать в качестве видеоарта, например популярную Come nasce un’opera d’arte («Как рождается произведение искусства»). Она была посвящена творчеству таких итальянских мэтров, как Алигьеро Боэтти, Ренато Гуттузо, Джорджо де Кирико и Микеланджело Пистолетто.

Выступления звезд итальянской эстрады, наверное, один из сильных ностальгических моментов для Веццоли, чье детство пришлось как раз на 1970-е. На черно-белых кадрах сохранились шоу с блестящей Рафаэллой Карой в минималистичных декорациях в духе оп-арта, а представления сестер-близнецов Кесслер сегодня выглядят как образец высокого гламура. Впрочем, блестящая сторона телевидения вовсе не доминирует на выставке. Экранизации классики и телевизионные спектакли, забытые на современном ТВ, кажутся удивительным примером его тогдашней просветительской функции.

В разделе, посвященном политическому влиянию телеканала, анализируется взгляд на политику тех лет, идущий из новостных передач. В Италии 1970-е годы были напряженными, отмеченными массовыми убийствами, терактами и социальными протестами. В сложном климате начинает развиваться феминизм. Культура женских телешоу для домохозяек противопоставлена на выставке работам художниц-феминисток, среди которых, например, видео «Руки» Кетти Ла Рокка, показывающей с помощью жестов «новый женский словарь». Из фрагментов разных передач складывается единая картина 1970-х годов в Италии — яркого, противоречивого времени, на которое художник смотрит с нескрываемой ностальгией.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+