18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бетонная «Алёнка» не по зубам ни вандалам, ни стихии

№52
Материал из газеты

Произведение «русского Бэнкси» Паши 183 — первый в России объект уличного искусства,который будет подвергнут профессиональной музейной реставрации, после чего «шоколадка» займет место в экспозиции Музея стрит-арта в Петербурге

Эта работа самого знаменитого в стране уличного художника Павла Пухова, больше известного под именем Паши 183 (или «русского Бэнкси», как его назвала газета Guardian), была создана в 2008–2009 годах на территории Национального парка «Лосиный Остров». На заброшенной стройке художник случайно нашел пять дорожных плит, прислоненных друг к другу и уже покрытых какими-то граффити. По его собственным словам, он «решил внести немного позитива»: закрасил изображение и сделал новое. Теперь эти плиты напоминали стопку шоколадок, лицо девочки с этикетки самой популярной советской шоколадки украшало верхнюю плиту.

«Аленка» была выбрана не случайно: в свое время Паша снял фильм «Сказка про Аленку — 2005». О том, что «все продается, а кому нечего продать, тот продает себя». Так он сам говорил и об обществе, где «смерть стала таким же обыденным явлением, как приготовление яичницы». Часовое видео заканчивалось самоубийством героя, который прыгал с крыши. «Аленка» стала продолжением кино, но с оптимистичным финалом. «Все же Аленка, в моем понимании, самый светлый человечек на земле, — объяснял Паша, — вечно наивный и вечно бескорыстный».

Справка

Что такое музей стрит-арта

Музей уличного искусства основали пять лет назад на территории работающего завода ДБСП (декоративных бумажно-слоистых пластиков) в восточной части Санкт- Петербурга (шоссе Революции, владение 84). Идея музея возникла случайно после особенно удачной граффити-вечеринки, прошедшей летом 2011 года в одном из заброшенных еще в 1990-е цехов. Уже в 2012 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало по адресу завода частное учреждение культуры под названием «Музей стрит-арта Санкт-Петербург». Его территория делится на две зоны: постоянная экспозиция на действующем производстве — там размещается регулярно пополняемая коллекция монументальных росписей современных уличных художников — и публичная площадка, где проходят выставки и другие мероприятия. В коллекции музея числится множество известных российских и зарубежных уличных художников: Кирилл Кто, Алексей Luka, Миша Most, Никита Nomerz, Андрей Оленев, Паша 183, Тимофей Радя, Clemence Behr, Eltono, Escif, QBic и многие другие. Музей считает своей миссией предоставлять площадку для разработки и реализации новаторских проектов молодых художников, хранить и распространять информацию об уличном искусстве, внедрять новый подход к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов с помощью актуальных творческих практик.

Еще…

Это едва ли не самая «тихая» и неэпатажная работа Паши 183, особенно если вспомнить его уличные перформансы и политические граффити, хотя бы «Правду за правду»: 19 августа 2011 года, к 20-летию путча, на стеклянных дверях входа на станцию метро «Красные ворота» он изобразил омоновцев, чтобы каждый входящий мог мысленно вернуться в 1991 год и получить удовольствие, пнув нарисованного персонажа ногой.

В 2013 году художника не стало. Весной 2014-го вандалы опрокинули две плиты из тех, что были в парке. Та, что с «Аленкой», упала на землю и оказалась погребена под второй плитой. Возникла идея перевезти ее в Музей стрит-арта в Петербурге, созданный незадолго до этого в опустевших цехах завода слоистых пластиков (стену в одном из цехов Паша успел расписать фреской «Стены не спят»). Но долгое время считалось, что переместить плиту размером 6х2,8 м и весом 4,5 т, не повредив изображение, невозможно.

Оказалось, все реально. Перевезли. Торопились к Manifesta 10, соорудили из контейнеров для «Аленки» павильон. Стали готовить к реставрации — но она до сих пор не начата. «Пока плита находится в том же состоянии, что и три года назад, — говорит технический директор музея Александр Мущенко, — только сделан металлический каркас, не дающий ей разрушаться и усиливающий заднюю сторону. В противном случае плиту нельзя было бы транспортировать краном: бетон разрушается, а технология его восстановления очень сложна. Фактически плита законсервирована, реставраторы из Русского музея покрыли ее специальным лаком. Теперь требуется реставрировать и фон, нанесенный фасадной водно-дисперсионной краской (местами она выцвела, а кое-где отошла), и контуры рисунка, выполненные акрилом. Музей ищет специалистов, способных это сделать. Проблема в том, что „фасадка“ ушла, проглянули граффити, которые были на плите когда-то, а акрил остался. Надо восстановить полностью желтый фон, сохранив более поздний рисунок».

Экспозиция Музея стрит-арта каждый год меняется, поэтому «Аленка» не сразу нашла свое место. Сегодня она находится в одном из цехов бывшего завода, превращенном в экспозиционный зал. Ее восстановление стало бы, по мнению музейщиков, хорошим примером последователям. «Когда в 2014 году музей только открывался, — вспоминает Мущенко, — показать „Аленку“ было для нас еще и символическим жестом».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+