18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Жилинский в кругу родных и близких

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

К 90-летию Дмитрия Жилинского Третьяковская галерея решила сделать камерную выставку — около 30 работ

Дмитрий Жилинский. «Воскресный день». 1973. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. «Воскресный день». 1973. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея

Жилинский, без сомнения, титан советской живописи. Обладатель многих наград, лауреат всех возможных премий, он был крупной фигурой в официальном искусстве, однако по сути оставался несоветским художником. Любой даже самый канонический сюжет из арсенала советского искусства у Жилинского превращался в гимн Красоте почище, чем у питерских неоакадемистов. Самые банальные сюжеты он писал сквозь призму классики, цитируя сюжеты Возрождения и даже используя приемы русской иконописи. За что бы ни брался советский академик, получался советский Ренессанс: женщины обращались в мадонн и венер, а мужчины — в итальянских вельмож с полотен любимых им мастеров Раннего Возрождения.

Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и еще один план — личный. Своих героев академик часто писал с близких людей. В канонической картине «Семья. У моря» (1964) изображена его семья: жена Нина, дети и он сам. Мать художника появлялась на нескольких его картинах, в том числе на уже хрестоматийной «Под старой яблоней» (1969). Не раз его героями становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. В картине «1937 год» (1987) показана сцена ареста отца, расстрелянного как враг народа. Даже в триптихе «На новых землях» (1967) об освоении целины Жилинский написал своих друзей и родственников.

Дмитрий Жилинский. «Зима на юге». 1977. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. «Зима на юге». 1977. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея

В его судьбе именно семья сыграла решающую роль. Бабушка была сводной сестрой Валентина Серова. Она отправила рисунки внука двоюродной сестре Серова Нине Симонович-Ефимовой, а та содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал Владимир Фаворский. Приехав в Москву из Сочи в 1944 году, Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, также связанными узами родства.

Годы общения с кругом Фаворского были бесценны для становления Жилинского, как и Красный дом с его традициями. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, в том числе также ставший героем его картин Николай Чернышев, у которого он учился затем в Суриковском институте. В экспликациях на выставке можно прочитать подробную историю создания каждой картины и узнать персонажей из ближнего круга художника. 

Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. Ближний круг
13 апреля – 2 июля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+