Дэмиен Херст пошел ко дну

За месяц до старта 57-й Венецианской биеннале французский коллекционер Франсуа Пино открывает выставку, которая может стать громким событием или не менее громким пшиком

«Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“». Выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и в Центре современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd
«Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“». Выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и в Центре современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd

Равнодушных точно не будет, потому что речь идет о Дэмиене Херсте — самом известном британском художнике, которого одни считают шарлатаном, а другие — гением. В его распоряжение отданы обе выставочные площадки фонда Франсуа Пино: белоснежный палаццо Грасси и здание бывшей таможни Пунта делла Догана. Ранее ни один из художников коллекции Пино — а в прошлые годы это были персональные выставки Урса Фишера, Рудольфа Стингела, Марсиаля Райса и Зигмара Польке, — не удостаивался такой чести, но Херст на особом положении. Его инсталляция «Куда мы идем?» была одной из центральных на открытии палаццо Грасси в 2006 году, и с тех пор ни одни гастроли собрания Пино не обходятся без его работ.

«Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“»: выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и в Центре современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd
«Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“»: выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и в Центре современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd

Проект Херста называется Treasures from the Wreck of the Unbelievable — «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“», и о нем ровным счетом не известно ничего, кроме того, что художник вынашивал его десять лет. Ни релиза для прессы, ни интервью. Три фотографии и десятисекундный тизер для затравки. Говорят, что вся эта мистификация — часть концепции. Какой? Остается только гадать. Судя по сложному, как всегда у Херста, названию, он намерен потащить нас на морское дно, где покоится нечто затонувшее и полное сокровищ. Об этом говорят и те несколько доступных для обозрения на сайте Пино фотографий, где водолазы пробираются между стаями рыб к каким-то окаменелым останкам и статуям. Тут художник, похоже, остается верен себе, вновь препарируя тему vanitas. Но при рассматривании этих кадров вспоминается еще и история с древним городом Шичен, затопленным в Китае полвека назад ради строительства гидроэлектростанции. К слову, Шичен с китайского переводится как «город львов». Уж не о Венеции ли, которая медленно уходит под воду вместе со своими знаменитыми крылатыми львами, намерен поведать нам Херст?

Впрочем, все это домыслы. Очевидно же следующее: выставка в Венеции — это громкое возвращение Херста-художника, попытка отыграть свои позиции на международной арт-сцене после нескольких лет затишья и ряда творческих промахов. Мощным ударом по репутации бунтаря-циника стала выставка его живописи. Натюрморты с черепами а-ля Фрэнсис Бэкон, которому он не только подражает, но и чьи работы коллекционирует, выглядели настолько беспомощно, что критики не стеснялись в выражениях, а поклонники отказывались узнавать в них своего кумира. Потом была еще более странная затея Ларри Гагосяна с мировым турне The Complete Spot Paintings (1986–2011) — собранием бесконечных цветных кругов-точек, расположенных в разных конфигурациях. И опять мимо, что во многом и привело к разрыву между художником и галеристом. Последняя масштабная ретроспектива Херста состоялась в 2012 году в лондонской Тейт Модерн и опять наделала много шума. После нее Херст залег на дно. Его главным делом стало строительство и открытие собственной галереи Newport Street Gallery, которое состоялось в 2015 году. А еще через год он вернулся к Гагосяну. И вот теперь Венеция — город, с которого в 1993-м началась его скандальная слава. Станет ли новое выступление здесь перерождением 51-летнего «молодого британского художника» или же окончательным его уходом из искусства (а некрологи по этому поводу уже написаны), будет понятно 9 апреля.

Палаццо Грасси, Пунта делла Догана
Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“
9 апреля – 3 декабря

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+