18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитажные отделы обустраиваются в Запасном доме Зимнего дворца

Государственный Эрмитаж показал результаты работ в здании Запасного дома, несмотря на расследование связанного с ними уголовного дела

Государственный Эрмитаж показал журналистам итог реставрации и приспособления под административный и лабораторно-хранительский корпус Запасного дома Зимнего дворца. Именно в связи с этими работами, которыми занималась компания «Балтстрой», заместитель директора Эрмитажа по строительству Михаил Новиков был заподозрен в хищениях и сейчас оправлен под домашний арест. Директор музея Михаил Пиотровский сразу предупредил, что, пока длится следствие, он не будет комментировать арест своего заместителя и связанное с этим уголовное дело. Вместо этого музей предъявил серьезный «вещдок» по делу, сделав сильный ход и показав достигнутые результаты, которые впечатляют и говорят в его пользу.

Как рассказал главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин, Запасной дом был передан музею в 1994 году в плохом состоянии, к работам на объекте приступили только в 2012-м. Построенный в 20-е годы XVIII века неустановленным архитектором для сподвижника Петра I, бомбардира Феодосия Скляева по соседству с Зимним дворцом, Запасной дом относится к первым типовым зданиям в застройке Петербурга того времени. На протяжении всей своей истории он перестраивался, последний раз — архитектором Николаем Беккером в 1877–1878 годах, когда Запасной дом относился к Дворцовому ведомству. Семь месяцев в 1905–1906 годах в Запасном доме располагалась квартира председателя cовета министров Сергея Витте и заседал возглавляемый им кабинет. В 1930-е годы здесь жил историк Евгений Тарле, сотрудники музея — арабист Олег Большаков, нумизмат Иван Спасский. Квартировала в Запасном доме и семья предыдущего директора Эрмитажа, Бориса Пиотровского. По словам Михаила Пиотровского, уже тогда Запасной дом был очень хрупким строением, где несколько раз проваливались полы.

В процессе обследования зданию был присвоен статус памятника регионального значения, его части были раскрыты при реставрации и теперь музеефицированы. Это относится к подвальным помещениям, где при раскопках были в изобилии найдены курительные трубки, посуда и бутылки XVIII века, и к выходящему окнами на Неву кабинету Сергея Витте. Внутреннее убранство комнаты было утрачено, но сохранилась в неприкосновенности и отреставрирована розетка наборного паркета середины XIX века. Единственное современное архитектурное вторжение в проекте — внешняя стеклянная галерея, добавленная по периметру дворового фасада, которая связывает помещения общим переходом, позволяя не уменьшать их площадь.

Стратегическую идею всех строек музея Михаил Пиотровский сформулировал так: «Не расшириться, а создать место, куда можно переместить часть вещей, чтобы максимально освободить музейные залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа». В Запасном доме будет располагаться несколько музейных отделов: античного мира, истории русской культуры, научно-технологической экспертизы, а также реставрационные лаборатории, эрмитажный батальон полиции, отдел закупок, выставочный отдел, бухгалтерия. Зал, где проходили заседания совета министров под руководством Витте, получает пресс-служба Эрмитажа. Он будет использоваться для пресс-конференций и брифингов, став четвертым по счету после зала Совета, Эрмитажного театра и атриума Главного штаба. В помощь работе журналистов в новом зале будут размещены издания Эрмитажа. Таких материалов накопилось немало: в коридоре на одном из этажей здания развешены плакаты эрмитажных выставок 1970–1980-х годов.

Руководители реставрационных лабораторий не могли скрыть гордости и радости от нового оборудования на рабочих местах и открывающихся благодаря ему возможностей. Лаборатория научной реставрации восточной живописи во главе с Еленой Шишковой одной из первых переехала в отреставрированное здание и получила из Китая рабочие столы, которым позавидовали даже коллеги из Британского музея. Поверхность, покрытая красным лаком, не только придает торжественности акту возрождения шедевров — на таком фоне при реставрации произведений на бумаге становятся четче видны все утраты. В постоянно расширяющемся отделе научно-технологической экспертизы, работающем с Александром Косолаповым во главе, на мольберте сейчас установлены «Апостолы Петр и Павел». К исследованию картины Эль Греко только приступили и ожидают от него новостей, связанных с подготовительным рисунком. Отдел античного мира, возглавляемый Анной Трофимовой, заставлен внушительными шкафами, на полках которых хранится италийская керамика.

«Эрмитаж — такой музей, который обречен создавать определенную музейную культуру и даже музейную моду в России и в мире, — сказал в заключение пресс-тура Михаил Пиотровский. — Все наши стройки, показанные одна за другой, как раз и есть способ сочетать российские и западные традиции и возможности, чтобы создавать из этого совершенно новое».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+