Музеи отметят 100-летие самого известного писсуара

Девятого апреля мировые музеи отметят юбилей «Фонтана» Марселя Дюшана бесплатным входом и перформансами в мужских туалетах

Марсель Дюшан. «Фонтан». Реплика © Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP, Paris/Estate of Marcel Ducham
Марсель Дюшан. «Фонтан». Реплика © Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP, Paris/Estate of Marcel Ducham

Марсель Дюшан представил подписанный псевдонимом R.Mutt писсуар, купленный на Пятой авеню, на выставку Общества независимых художников в 1917 году. Можно долго спорить о том, был ли он единственным автором идеи или бросить вызов общественному вкусу они решились вместе с подругой, Эльзой Плёц. Так или иначе, члены отборочной комиссии отвергли вульгарный экспонат, после чего тот все равно был выставлен и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица 9 апреля. Позже, по легенде, от предмета искусства избавились, перепутав его с мусором, однако художник не сильно расстроился и создал несколько реплик, а вслед за ним постарались его адепты, распространившие фаянсовые «фонтаны» по всему миру.

Мировые музеи решили отдать должное знаменитому экспонату, заложившему основы концептуализма и провозгласившему произведение в первую очередь актом творческой воли. Для своих гостей они готовят бесплатный вход по кодовому слову «Ричард Мутт». В Институте Штеделя во Франкфурте и в Художественном музее Филадельфии, где хранится самая большая коллекция произведений Марселя Дюшана, к празднованию подошли так, как это мог бы сделать сам автор: они проведут праздничный вечер, а также перформансы и лекции о концептуализме прямо в мужском туалете. Когда инициатора празднования юбилея, немецкого специалиста по творчеству Дюшана Тома Гирста спросили, будут ли уборные использоваться в этот момент по прямому назначению, он ответил, что это не будет запрещено.

Среди поддержавших инициативу музеев нет российских, зато семь немецких, а также нью-йоркский Музей современного искусства, лондонские галереи Тейт Модерн и Serpentine, парижский Центр Помпиду, музеи Израиля, Китая, Швеции и Японии.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+