Музеи отметят 100-летие самого известного писсуара

Девятого апреля мировые музеи отметят юбилей «Фонтана» Марселя Дюшана бесплатным входом и перформансами в мужских туалетах

Марсель Дюшан. «Фонтан». Реплика © Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP, Paris/Estate of Marcel Ducham
Марсель Дюшан. «Фонтан». Реплика © Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP, Paris/Estate of Marcel Ducham

Марсель Дюшан представил подписанный псевдонимом R.Mutt писсуар, купленный на Пятой авеню, на выставку Общества независимых художников в 1917 году. Можно долго спорить о том, был ли он единственным автором идеи или бросить вызов общественному вкусу они решились вместе с подругой, Эльзой Плёц. Так или иначе, члены отборочной комиссии отвергли вульгарный экспонат, после чего тот все равно был выставлен и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица 9 апреля. Позже, по легенде, от предмета искусства избавились, перепутав его с мусором, однако художник не сильно расстроился и создал несколько реплик, а вслед за ним постарались его адепты, распространившие фаянсовые «фонтаны» по всему миру.

Мировые музеи решили отдать должное знаменитому экспонату, заложившему основы концептуализма и провозгласившему произведение в первую очередь актом творческой воли. Для своих гостей они готовят бесплатный вход по кодовому слову «Ричард Мутт». В Институте Штеделя во Франкфурте и в Художественном музее Филадельфии, где хранится самая большая коллекция произведений Марселя Дюшана, к празднованию подошли так, как это мог бы сделать сам автор: они проведут праздничный вечер, а также перформансы и лекции о концептуализме прямо в мужском туалете. Когда инициатора празднования юбилея, немецкого специалиста по творчеству Дюшана Тома Гирста спросили, будут ли уборные использоваться в этот момент по прямому назначению, он ответил, что это не будет запрещено.

Среди поддержавших инициативу музеев нет российских, зато семь немецких, а также нью-йоркский Музей современного искусства, лондонские галереи Тейт Модерн и Serpentine, парижский Центр Помпиду, музеи Израиля, Китая, Швеции и Японии.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+