Фотографическая Одиссея длиною больше века

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

Аукционный дом Phillips проведет 3–4 апреля в Нью-Йорке традиционные торги, посвященные фотографии

Шарль Обри. «Без названия» («Этюд с листьями»). 1864. Альбуминовая печать. 44,8x34 см. Факсимильная подпись, монограмма и оттиск сверху «1864 Médaille d'Or». Эстимейт $60–80 тыс.
Шарль Обри. «Без названия» («Этюд с листьями»). 1864. Альбуминовая печать. 44,8x34 см. Факсимильная подпись, монограмма и оттиск сверху «1864 Médaille d'Or». Эстимейт $60–80 тыс.

Более 400 снимков общей оценкой около $10 млн будут выставлены на вечерние и дневные торги Phillips  в Нью-Йорке (3 и 4 апреля, третий аукцион намечен на 4 октября).  А их романтическое название — «Одиссея коллекционирования» — вполне отражает путь основателя собрания. Говард Стайн, глава компании Dreyfus Corporation, увлекся собирательством на излете ­1980-х и сумел создать одну из самых масштабных частных коллекций, охвативших историю «светописи» от ее начала в середине XIX века до современных образцов. В 1998 году Стайн передал собрание некоммерческому фонду Joy of Giving Something, который отвечал на многочисленные приглашения мировых музеев поучаствовать в выставках, выделял стипендии молодым фотохудожникам, занимался образовательной и издательской деятельностью. В 2011 году Стайна не стало, но фонд продолжает свою работу. Небольшой фрагмент коллекции однажды уже продавался с молотка — на торгах Sotheby’s «175 шедевров к 175-летию фотографии» в 2014 году, итоги которых в полтора раза превзошли ожидания, став рекордом для аукциона фотографии.

Карлтон Э. Уоткинс (1829–1916). «Мыс Горн и река Колумбия». 1867. Альбуминовая печать. Эстимейт $70–90 тыс. Property from Joy of Giving Something Foundatio
Карлтон Э. Уоткинс (1829–1916). «Мыс Горн и река Колумбия». 1867. Альбуминовая печать. Эстимейт $70–90 тыс. Property from Joy of Giving Something Foundatio

К «Одиссее» кураторы сделали подборку, рассказывающую историю фотографии ab ovo. Ее начало — живописная улица в Оксфорде, снятая в 1843 году Генри Фоксом Тальботом ($50–70 тыс.) Член британского парламента, знаток физики, химии и истории искусств, Тальбот был лишен лишь одного таланта — не умел рисовать. Пришлось изобрести фотографию, чтобы решить проблему. Открытие Тальбота (негатив, с которого можно получить любое количество позитивных отпечатков) в корне отличалось от того, что в те же годы придумал француз Дагер (позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине в единственном экземпляре). И хотя Тальбот не добился признания своего первенства, на самом деле он был ближе к нынешним фототехнологиям.

На другом краю временной шкалы — фото Ширин Нешат из серии «Женщины Аллаха» ($50–70 тыс.), принесшей ей славу в 1990-е, и «Семейное древо» Чжан Хуаня ($150–200 тыс.). Между ними — полтора века экспериментов. Здесь и витрина парижского куафера, снятая Эженом Атже в 1912 году и принадлежавшая дадаисту Тристану Тцара ($120–180 тыс.), и пара уникальных фотограмм Ласло Мохой-Надя ($150–250 тыс.), и «Цветущая магнолия» Имоджен Каннингем, одной из первых женщин с фотокамерой ($180–220 тыс.), и портрет Дюма-отца, сделанный Надаром в той самой студии на бульваре Капуцинок, где критики будут громить импрессионистов ($50–70 тыс.). А еще работы Альфреда Стиглица, Эдварда Стайхена, Анри Картье-Брессона — словом, настоящая энциклопедия или карта одной коллекционерской одиссеи. 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+