18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографическая Одиссея длиною больше века

№52
Материал из газеты

Аукционный дом Phillips проведет 3–4 апреля в Нью-Йорке традиционные торги, посвященные фотографии

Более 400 снимков общей оценкой около $10 млн будут выставлены на вечерние и дневные торги Phillips  в Нью-Йорке (3 и 4 апреля, третий аукцион намечен на 4 октября).  А их романтическое название — «Одиссея коллекционирования» — вполне отражает путь основателя собрания. Говард Стайн, глава компании Dreyfus Corporation, увлекся собирательством на излете ­1980-х и сумел создать одну из самых масштабных частных коллекций, охвативших историю «светописи» от ее начала в середине XIX века до современных образцов. В 1998 году Стайн передал собрание некоммерческому фонду Joy of Giving Something, который отвечал на многочисленные приглашения мировых музеев поучаствовать в выставках, выделял стипендии молодым фотохудожникам, занимался образовательной и издательской деятельностью. В 2011 году Стайна не стало, но фонд продолжает свою работу. Небольшой фрагмент коллекции однажды уже продавался с молотка — на торгах Sotheby’s «175 шедевров к 175-летию фотографии» в 2014 году, итоги которых в полтора раза превзошли ожидания, став рекордом для аукциона фотографии.

К «Одиссее» кураторы сделали подборку, рассказывающую историю фотографии ab ovo. Ее начало — живописная улица в Оксфорде, снятая в 1843 году Генри Фоксом Тальботом ($50–70 тыс.) Член британского парламента, знаток физики, химии и истории искусств, Тальбот был лишен лишь одного таланта — не умел рисовать. Пришлось изобрести фотографию, чтобы решить проблему. Открытие Тальбота (негатив, с которого можно получить любое количество позитивных отпечатков) в корне отличалось от того, что в те же годы придумал француз Дагер (позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине в единственном экземпляре). И хотя Тальбот не добился признания своего первенства, на самом деле он был ближе к нынешним фототехнологиям.

На другом краю временной шкалы — фото Ширин Нешат из серии «Женщины Аллаха» ($50–70 тыс.), принесшей ей славу в 1990-е, и «Семейное древо» Чжан Хуаня ($150–200 тыс.). Между ними — полтора века экспериментов. Здесь и витрина парижского куафера, снятая Эженом Атже в 1912 году и принадлежавшая дадаисту Тристану Тцара ($120–180 тыс.), и пара уникальных фотограмм Ласло Мохой-Надя ($150–250 тыс.), и «Цветущая магнолия» Имоджен Каннингем, одной из первых женщин с фотокамерой ($180–220 тыс.), и портрет Дюма-отца, сделанный Надаром в той самой студии на бульваре Капуцинок, где критики будут громить импрессионистов ($50–70 тыс.). А еще работы Альфреда Стиглица, Эдварда Стайхена, Анри Картье-Брессона — словом, настоящая энциклопедия или карта одной коллекционерской одиссеи. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+