18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Софья Троценко: «"Винзавод" — открытая площадка»

№51
Материал из газеты

Центру современного искусства «Винзавод» исполнилось десять лет. Его руководитель Софья Троценко — о поддержке молодых художников, взаимодействии с галереями и стиле жизни, связанном с современным искусством

Справка

Досье

Центр современного искусства «Винзавод»

«Винзавод» около Курского вокзала стал не первым, но самым успешным арт-кластером Москвы. Инициатором создания художественного центра в построенных в конце XIX века зданиях пивоваренного завода «Московская Бавария» был бизнесмен Роман Троценко. Реконструкция была выполнена по проекту архитектора Александра Бродского и стоила несколько миллионов долларов; 20 тыс. кв. м бывших цехов были переоборудованы в выставочные залы. Сюда переехали ведущие московские галереи: «М&Ю Гельман», «Айдан», XL. Затем к ним присоединились «Проун», «Победа», чуть позже Photographer.ru и другие. Состав галерей менялся, на место закрывшихся приходили новые. Сейчас, по сведениям сайта vinzavod.ru, на территории арт-кластера функционирует 12 галерей, 16 магазинов и шоу-румов, 3 кафе и несколько образовательных проектов

Еще…

Расскажите о главных направлениях деятельности ЦСИ «Винзавод».

Главное направление совпадает с нашей миссией, которую мы обозначили для себя десять лет назад и которой следовали все это время, — поддержка современного российского искусства и создание комфортной среды для его развития.
Когда «Винзавод» начинался, было совершенно непонятно, что представляет собой современное искусство в России. Поэтому первое, что мы сделали, — объединили самых активных участников, работающих в этой сфере. Пригласили в качестве основных резидентов московские галереи, которые и сейчас остаются важными участниками процесса и отличают «Винзавод» от других кластеров Москвы.

А чем занимается фонд «Винзавод»?

Фонд необходим для поддержки проектов, которые «Винзавод» реализует как институция. Это проект «Старт», Best of Russia, «Философский клуб». Сейчас вот программа юбилейного года.

Проект поддержки молодых художников «Старт» был основан в 2008 году, и с тех пор благодаря ему было открыто немало имен. Расскажите о механике его работы.

У проекта трехуровневая открытая система отбора. Первый уровень — прием заявок от молодых художников через портал «Старт». Вы можете отправить заявку хоть с Камчатки. На следующем этапе экспертный совет рассматривает заявки, и набравшие наибольшее количество баллов попадают к приглашенному куратору, который составляет выставочный план. В состав экспертного совета входят художники и кураторы Анастасия Шавлохова, Николай Палажченко, Анна Зайцева, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Озерков, Антонио Джеуза, Сергей Попов. Куратор проекта с ноября 2015 года — Кирилл Преображенский. Для «Винзавода» и для меня лично важно, что мы — одни из немногих, кто работает почти со всеми регионами России и знает всех активных участников: музеи, вузы и даже неформальные объединения. Нам много раз предлагали открывать филиалы в регионах, но я уверена, что выстраивать арт-кластер необходимо на основе тех процессов, которые происходят в местном сообществе.

В этом году отбор художников на Московскую биеннале современного искусства проходит на платформе «Старт». Что для вас значит это партнерство?

Для «Винзавода» это не случайность, мы постоянно сотрудничали с Московской биеннале. «Старт» стал уникальной интернет-платформой, через которую куратор Юко Хасегава имеет доступ к обширному списку художников; из него после 10 марта она выберет участников. Если новый формат себя оправдает, мы можем предложить его Молодежной биеннале.

Как «Винзавод» сегодня выстраивает отношения с галереями? Влияете ли вы на выставочную программу?

Нет, мы не влияем на их программу. Галереи всегда были нашими основными резидентами. Мы стараемся выстраивать отношения не арендатора и арендодателя, а партнерства. Кроме того, нам важно, чтобы галереи привлекали молодых авторов, а не только работали с одними и теми же художниками из года в год.

Странно приглашать лучших в своем деле, а потом вмешиваться в их работу. У галерей есть четкий график, по которому они должны работать, чтобы не было закрытых по полгода дверей. Нам необходимо, чтобы была программа и чтобы работа была постоянной и системной. Если галерея считает важным представить художника определенным образом, она это делает. «Винзавод» — открытая площадка. Но давайте я внесу окончательную ясность. Галереи понимают степень ответственности за свои действия и то, как они могут отразиться на других галереях, резидентах и площадке в целом. Поэтому мы и не вмешиваемся.

Возможно ли открытие у вас новых галерей?

Возможно. Правда, сейчас для них нет площадей. Я надеюсь, в течение юбилейного года мы предоставим одну из площадок на «Винзаводе» под открытые мастерские и поп-ап-галерею. Если такое помещение появится, мне бы хотелось не ограничиваться какой-то одной галереей, а дать возможность разным проектам работать на «Винзаводе».

Что вы планируете показать в юбилейном для «Винзавода» году?

Когда мы создавали институцию, мы понимали, что наш горизонт планирования десятилетний. Теперь мы хотим посмотреть на пройденный путь и подвести промежуточные итоги. Не с точки зрения статистики и посещаемости, а с точки зрения тех процессов, которые были нами запущены в искусстве. Хотелось бы верить, что современное российское искусство изменилось во многом благодаря нашим усилиям, в том числе по формированию среды, которая дает представление о современной культуре как об образе жизни, о культуре, где каждый может найти свой интерес: современный театр, фотография, перформансы, любые формы творчества. Сейчас мы работаем над созданием книги, с одной стороны посвященной юбилею «Винзавода», а с другой — рассматривающей чуть шире те процессы, точка отсчета которых — «Винзавод».

Следующий проект — инсталляция «Передаем сигналы точного времени», созданная под кураторством Николая Молока и Александра Шейна нашей командой. Это таймлайн, который отражает основные события в культуре России последнего десятилетия в виде фотографий, видеодокументации и других материалов из нашего архива.

Например, стрит-арт. Первый крупный фестиваль стрит-арта прошел на «Винзаводе». Да и «Винзавод» начинался с него. На фестивале граффити свои работы показали Кирилл Кто, Миша Most — все те художники, которых мы сегодня видим в галереях.

Или публичные лекции. Мы были одними из первых, кто начал проводить регулярные открытые лекции, а теперь это обязательный пункт программы в культурных институциях.

Кроме того, мы запускаем новый сайт. В апреле начнется выставочный цикл «Прощание с вечной молодостью». В нем примут участие Евгений Гранильщиков, Арсений Жиляев, Полина Канис, Таус Махачева, Recycle Group и многие другие с сильнейшей кураторской командой. А в январе завершился конкурс одноминутных видео о «Винзаводе» «Гений места», для участия в котором мы получили 118 работ!

Если говорить об образовании, продолжает ли работу «Винзавод Просвет»?

Продолжает, но в другом формате. На протяжении десяти лет формат образовательных проектов трансформировался от публичных лекций в более профильный, более узкий. Вот и «Винзавод Просвет» перешел в более узкий профиль — популяризацию философии. В этом году наш «Философский клуб» откроет третий сезон. Зимой, например, у нас читал лекции Кристоф Менке, профессор Франкфуртского университета имени Гете. Кстати, самым первым мероприятием образовательного формата у нас была лекция Нормана Фостера. Тогда она собрала 2,5 тыс. человек — сейчас сложно представить себе, что можно собрать столько людей на трехчасовую лекцию.

Думаю, Фостер и не мог собрать меньше…

Кстати, не соглашусь. Сейчас в Москве проходит столько мероприятий, что в один день может быть сразу несколько лекций с не менее масштабными личностями. Тогда же ситуация была иной. Помню, в 2008 году, когда все увлекались книгами Бернара Вербера, он выступал у нас с открытой лекцией. Пришлось закрывать регистрацию раньше срока: количество приславших заявки превысило вместимость зала.

Можно ли сказать, что с течением времени кластер стал менее творческим? Сколько сейчас процентов площадей заняты предприятиями, не имеющими отношения к искусству?

Соотношение площадей у нас не поменялось, их осталось столько же, сколько изначально планировал архитектор Александр Бродский. Почему его работа была особенно важна? Задача состояла не только в сохранении уникальной промышленной архитектуры, но и в ее приспособлении под новые, культурные функции. Для начала мы с ним определили, что будет точно на «Винзаводе» и в каком соотношении. Например, в каком количестве нужны кафе, чтобы не превращаться в центр общепита. В то же время должны быть книжный магазин, детская студия, образовательные центры (у нас это и институт «База», и Школа коллекционеров, и великолепная фотошкола Натальи Ударцевой, а также Академия коммуникаций Wordshop). Не забудем о студиях художников, фотографов, мастерских, выставочных залах, галереях. Да, какие-то участники меняются, потому что не все выдерживают конкуренцию. Находиться на «Винзаводе» — это обязанность жить и работать в темпе современности. Внимание аудитории необходимо постоянно оправдывать. Не всем удается работать в таком ритме. Оценивать, какая галерея и чья программа лучше, даже мы не можем — время покажет.

А есть ли у вас в планах создание каких-то лабораторных, исследовательских проектов?

Отличный вопрос. Я считаю, что это одна из важнейших функций культурной институции. Но не нужно бежать и делать что-то наперегонки с тем, кто объективно лучше тебя. Например, замечательные издательские программы есть у «Гаража», у института «Стрелка» — соперничать с ними очень сложно. У нас была великолепная лаборатория «Платформа» с Кириллом Серебренниковым. Сейчас мы хотим продолжить проект «Открытых студий», начатый Айдан Салаховой, но в другом формате и для различных творческих вузов.

В связи с музейным бумом и феноменом очередей в музеях что можно сказать о числе посетителей на «Винзаводе»?

Мы не музей, а открытое общественное пространство. Вход на «Винзавод» бесплатный, как и в галереи. Если говорить об общей цифре, то это 500 тыс. человек в год. Если говорить о конкретных выставочных проектах, то, к примеру, выставку Best of Russia за полтора месяца в прошлом году посетило 80 тыс. человек, что больше, чем годом ранее. Растет посещаемость выставок на «Старте».

А чем именно вам дорог «Винзавод»?

«Винзавод» остается важнейшей культурной институцией в Москве и для меня. Я посвятила ему десять лет, выросла вместе с ним. Он как целая жизнь, уникален и неповторим.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+