18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Дэвид Рокфеллер

Банкир, филантроп и покровитель нью-йоркского Музея современного искусства скончался вчера на 102 году жизни

Дэвид Рокфеллер
Дэвид Рокфеллер

Дэвид Рокфеллер скончался в своем доме в Покантико-Хилс к северу от Нью-Йорка. Он не только долгое время возглавлял банк Chase Manhattan, но и c 1948 года был членом попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (MоMA), причем неоднократно брал на себя роль председателя совета. Семья Рокфеллера связана с музеем гораздо дольше: мать Дэвида Эбби Олдрич Рокфеллер участвовала в создании MоMA, а названный в честь нее сад скульптуры находится на месте, где раньше стоял дом семьи Рокфеллер и где родился будущий филантроп.

«Дэвид присутствовал здесь, когда создавался MоMA», — отметил директор музея Гленн Лоури на праздновании 100-летнего юбилея Рокфеллера, где гостей угощали тортом, украшенным изображением яхты банкира (он был активным борцом за защиту Мирового океана). Он также немало участвовал в развитии музея, поспособствовав приобретению коллекции Гертруды Стайн. Он давал для музейных показов принадлежавшие ему картины Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо, которые он приобрел вместе с женой Пегги. Он был одним из основных спонсоров перестройки и расширения музея по проекту Ёсио Танигути, открытого в 2004 году, передав $77 млн от общей суммы в $858 млн. Тогда же он пообещал перечислить $100 млн в благотворительный фонд музея после своей смерти — самый большой финансовый дар, который MоMA получал на тот момент.

«Дэвид Рокфеллер был выдающимся человеком, память о котором оставили не только его многочисленные благодеяния, но и его продуманное руководство нашей институцией и многое другое, — говорит Лоури в некрологе. — Щедрый, страстный и бесконечно любознательный, он вдохновил целое поколение попечителей и сотрудников Музея современного искусства своей верой в исключительную важность современного искусства и любовью к красоте».

Наметанный взгляд коллекционера оказался полезен и банку Chase Manhattan. Корпоративная коллекция произведений искусства была основана Рокфеллером в 1959 году, она — одна из старейших в США. Изначально сосредоточенная на американском современном искусстве, но постепенно включавшая работы художников из стран, в которых банк ведет бизнес, коллекция JPMorgan Chase Art Collection (переименованная после слияния) сегодня объединяет более 30 тыс. предметов, многие из которых находятся в 450 международных офисах. Дэвид Рокфеллер лично заказал и оплатил 12-метровую скульптурную «Группу из четырех деревьев» (1972) Жана Дюбюффе, которая до сих пор стоит в Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза в Нижнем Манхэттене.

В интервью The Art Newspaper в 2003 году Рокфеллер рассказывал о вкусах его семьи, о ранней истории MoMA, о влиянии его первого директора Альфреда Барра и даже поделился воспоминанием об одном дне из жизни международного коллекционера. «Однажды в Париже я обедал с семьей Ниархос, и все мы вылетели в Лугано, чтобы провести выходные с Тиссенами. Хейни [Тиссен] сказал нам, что в Штутгарте должен проходить аукцион искусства XX века. Ставрос убедил нас полететь туда на его самолете, чтобы взглянуть, что предлагается на аукционе. Когда мы приехали туда, мы увидели несколько вещей, которые нам понравились, и мы предложили цену на некоторые из них. Вернувшись в Нью-Йорк, мы узнали, к нашему приятному удивлению, что приобрели Пауля Клее и акварели Георга Гросса, Эмиля Нольде, Мориса Вламинка и Василия Кандинского». Когда его спросили, почему он решил опубликовать свои мемуары в возрасте 87 лет, Рокфеллер ответил: «Мне только пришло в голову, что я прожил довольно интересную жизнь и что мои дети и семья могли бы узнать об этом».

Отвечая на вопрос о том, что для него значит искусство, Рокфеллер сказал: «Я считаю искусство наивысшим уровнем творчества, для меня это один из величайших источников наслаждения».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+