18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем стучать по крыше?

№51
Материал из газеты

Поверхности здания Сиднейского оперного театра, одной из главных и эмблематических достопримечательностей австралийского континента, изучают каждые пять лет, чтобы предотвратить разрушение плитки и бетона. Теперь это будут делать с помощью робототехники

Армированная сталью бетонная крыша Сид­нейского оперного театра эффектно возвышается над гаванью. Архитектурный шедевр Йорна Утзона имеет высоту 65 м и покрыт миллионом сверкающих белых керамических плиток. С помощью промышленного альпинистского снаряжения инженеры спускаются по «парусам» крыши каждые пять лет, вручную простукивая глазурованную плитку. Они проверяют изменения ее внешнего вида и звука, издаваемого при простукивании. Теперь, благодаря совместным усилиям театра, Фонда Пола Гетти, Сиднейского университета и архитектурно-дизайнерского агентства Arup, этот дорогостоящий и головокружительный процесс может остаться в прошлом.

Чтобы повысить качество информации, получаемой в ходе простукивания плитки, исследователи снабдили профилактические молоточки микрофоном и специальными сенсорами. Кроме того, они изучают возможности робототехники, дабы определить, можно ли полностью автоматизировать процесс обследования уже в самые ближайшие годы.

Эта работа — часть проекта Фонда Гетти по финансированию реставрации модернистских построек, ведь во многих из них использованы материалы, особенности старения которых до сих не изучены. Под инициативу попал и внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО Сиднейский оперный театр (1973), в конструкциях которого широко использован армированный бетон. Сегодня ему критически необходимо регулярное обследование. Важно следить за тем, чтобы в бетон не проникала вода, вызывающая коррозию внутренней стальной конструкции. Попадание воды может привести к трещинам в бетоне, сколам и даже обвалу строения. Сьюзен Макдоналд, глава полевых проектов Института Гетти, объясняет: определить, насколько устойчива бетонная постройка, прежде чем процесс разрушения станет видимым, бывает трудно. Проблема усложняется тем, что в данном случае бетон скрыт под слоем плитки. «В целом состояние бетонных элементов хорошее, и мы хотим сохранить его именно таким», — уточняет главный исполнительный директор Сиднейского оперного театра Луиза Херрон. При этом Джанлука Ранци из Сиднейского университета считает, что «использование продвинутых технологий [разработанных в рамках проекта] заложило основу эффективной стратегии осмотра, которая сможет использоваться применительно и к другим бетонным зданиям ХХ века».

Макдоналд высоко оценивает работу сотрудников Сиднейского оперного театра, которые выполняют превентивную консервацию, «техническое обслуживание, контроль и диагностику» на ежедневной основе, «а не раз в полсотни лет». «Именно такой подход к консервации мы стремимся внедрить, но применительно к бетонным сооружениям он пока распространен не слишком широко, — поясняет она. — Нам хотелось бы, чтобы консервация зданий стала неотъемлемой частью планирования в сфере управления имуществом».

Сиднейский оперный театр — первое в мире крупное здание, при обследовании которого использовали такие технологии. По словам Антуана Вильмеринга, старшего куратора Фонда Гетти, благодаря этому Сиднейская опера «является лидером в сфере консервации» и служит примером другим институциям.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+