18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Африка в центре Парижа

№51
Материал из газеты

В парижском Гран-пале с 30 марта до 2 апреля в 19-й раз пройдет Art Paris Art Fair — самая демократичная из всех европейских художественных ярмарок искусства ХХ и XXI веков, одновременно локальная и глобальная

В этом году в ярмарке примут участие 130 галерей, которые представят на своих стендах искусство всех жанров: от живописи и рисунка до фото и дизайна. Временной охват — с начала XX века до сегодняшнего дня. География — 29 стран, хотя большинство по-прежнему за европейцами, в частности за французами. В отличие от других ярмарок, которые давно отказались от тематического подхода, предлагая все, что хорошо продается, на Art Paris каждый год чествуют искусство какой-нибудь страны или региона. В центре внимания уже побывали Россия, Китай и Южная Корея. В этом году это Африка.

Мода на традиционное африканское искусство захлестнула арт-рынок. Маски, фигуры, оружие, ритуальные предметы разных племен бодро продаются даже там, где, казалось бы, им не место — например, на парижской ярмарке современного искусства FIAС, куда подтягиваются и современные африканские художники. Все чаще проводятся тематические аукционы, а молодые специализированные ярмарки — «1:54» в Нью-Йорке и Лондоне и AkAA в Париже — привлекают к себе все большее внимание коллекционеров, да и выставочные проекты, в частности в Париже, подогревают интерес к африканскому искусству.

На Art Paris два десятка галерей с пропиской в Анголе, Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Марокко, Нигерии, Сенегале, Тунисе и ЮАР везут современных звезд местной сцены. А на стендах европейских галерей можно найти тех, кто уже перерос континент, на котором родился. Всего на ярмарке представлено около 70 художников, происходящих из Африки. Автор гигантских настенных «ковров» из спрессованных алюминиевых крышек Эль Анацуи — один из самых влиятельных мастеров на африканском континенте, получивший в 2015 году спецприз Венецианской биеннале за вклад в искусство. На Art Paris его представляет лондонская October Gallery. Южноафриканец Уильям Кентридж, прославившийся анимационными фильмами и театральными экспериментами, считается вторым в рейтинге самых дорогих африканских художников. Первая строчка у Джули Мерету, ее работ на Art Paris нет, а Кентридж есть у уважаемой венской Galerie Ernst Hilger. Самый известный африканский фотограф, самоучка Сейду Кейта только что был удостоен большой ретроспективы в Гран-пале. Его черно-белые фотографии незнакомцев нужно искать на стенде парижско-брюссельской галереи Натали Обадиа. Конголезский художник Шери Самба (галерея Magnin-A) своей неплохой репутацией во Франции обязан куратору Жан-Юберу Мартену, который включает его работы в свои выставки аж с 1989 года, со времен «Магов земли» в Центре Помпиду. Картины Самба успели побывать и в Москве, опять же благодаря Мартену, когда тот курировал Московскую биеннале. Бенинца Доминика Зинкпе называют «африканским Баскиа», но цены на него несопоставимо меньше — до €15 тыс. (ARTCO Gallery, Omenka Gallery и Galerie Vallois). Будут на Art Paris и монографические стенды. Так, галерея Whatiftheworld из Кейптауна, эксперт по новому поколению южноафриканских художников, сделала ставку на Моха Модисакена, который будет представлять ЮАР на Венецианской биеннале в этом году.

Главный куратор Art Paris — Гийом Пен. Бывшего патрона Paris Photo пару лет назад призвали сформулировать концепцию неопределившейся ярмарки, и он направил ее интересы в регионы, что заметно даже по французским участникам. Силы между столицей и провинцией поделились почти поровну. Пен разыгрывает карту ярмарки-космополита, одновременно международной и местечковой, локальной и глобальной. Среди новичков этого года — галереи из Барселоны (ADN Galería), Мадрида (Galeria Alvaro Alcazar), Рима (Montoro 12), бельгийского Кнокке-Хейста (Galerie Guy Pieters). За французскую региональную сборную выступят также галерист из Лилля Седрик Баквиль и Galerie D.X из Бордо. Не желая включаться в заведомо проигрышную гонку с такими монстрами, как парижская FIAC, Гийом Пен старается держать Art Paris в стороне от мейнстрима, которому, как уверен куратор, подчинились крупнейшие мировые арт-ярмарки. Art Paris метит в клиентуру, которая FIAC не так интересна: начинающие коллекционеры или просто состоятельные интересующиеся, те, кто задумывается о покупке произведения искусства, но не знает, ни где, ни как его купить. Таких тут сразу берут в оборот.

Цены на Art Paris значительно ниже, чем на той же FIAC, а выбор свободнее, что сулит открытия, но может и не оправдать ожиданий. Тут уж как повезет. Ценник начинается от нескольких тысяч евро и редко перескакивает за миллион. Например, в районе €10 тыс. (самая ходовая цена на ярмарке) можно купить снимки 1930–1940-х годов Анри Картье-Брессона или Ман Рэя. За ту же цену продаются черно-белые картины живущего во Франции китайского писателя и художника, лауреата Нобелевской премии по литературе 2000 года Гао Синцзяня. Шведские академики наградили его за «горький взгляд на положение человека в современном мире». На его полотнах тот же взгляд, только без слов.

Российские художники и выходцы из стран СССР попадают в ценовую категорию менее €5 тыс. Антанас Суткус, снимавший на свой «Зенит» Жан-Поля Сартра в Литве, Леонид Борисов с «Черным квадратом с человеческим лицом» (2008) и Тимур Новиков, чьи картины в Париж прямиком с выставки из Лондона везет галерея White Space Gallery. В пределах €100 тыс. продаются как классики XX века (например, знаменитая геометрическая «Сидящая пара» (1972) британского скульптора Линна Расселла Чедвика, рисунки Сони Делоне и Александра Колдера или живопись французского немца, художника второй Парижской школы Ханса Хартунга, который представлен сразу двумя галереями — Galerie Michel Descours и Frans Jacob Fine Art), так и молодые звезды. Юный и буйный The Kid создает реалистичные скульптуры таких же «детей», как он сам, детей улиц и ночных клубов. От миллиона и выше придется заплатить за сюрреалистов — кубинца Вифредо Лама и чилийца Роберто Матту (Galerie Thessa Herold), а также за натюрморты 1960-х годов одного из лидеров мизерабилизма, француза Бернара Бюффе (Galerie DIL), чья ретроспектива только что с успехом прошла в Музее современного искусства города Парижа. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+