«Вставная челюсть» или фрагмент идеального города?

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма 1955–1991» противоречив так же,как архитектура этого периода

Броновицкая А. Ю., Малинин Н. С. Москва: архитектура советского модернизма 1955–1991: Справочник-путеводитель. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016.
Броновицкая А. Ю., Малинин Н. С. Москва: архитектура советского модернизма 1955–1991: Справочник-путеводитель. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016.

Да, это крайне эстетское издание. Книжный блок с серо-голубым обрезом, поставленный на ребро, повторяет пропорции модернистского дома-пластины. Возможно, на 100-граммовой мелованной бумаге его иллюстрации смотрелись бы четче. Но тогда книга объемом 330 страниц из-за тяжести могла окончательно потерять связь с заявленным жанром: перед нами справочник-путеводитель, а для его авторов Анны Броновицкой и Николая Малинина функционал издания остается важным.
До сих пор советская архитектура второй половины ХХ века не удостаивалась путеводителей, однако среди предшественников новой работы есть и популярный альбом Cosmic Communist Constructions Photographed Фредерика Шобена, и более серьезный «Советский модернизм 1955–1985» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского.

Идеального адресата этой книги представить себе так же сложно, как и счастливого жителя социалистического города, что остался лишь в фильмах Хейфеца и Гайдая. За вычетом узкого круга профессионалов, найдется совсем немного тех, кто способен застыть в восторге перед девятым кварталом Новых Черемушек.

Существенное и эмпирически ясное отличие построек 1960-х и 1970-х годов от классицизма или модерна состоит в том, что большинству из нас приходилось или приходится в них жить. Здания этого времени часто идут под снос, и если в Москве или Берлине такое отношение еще объяснимо, то нелюбовь Чикаго или Бирмингема к этим домам вызвана не только идеологией. Вопросы сохранения наследия и градозащиты прочитываются как один из главных подтекстов этой книги. Многие защитники «старой Москвы» на дух не переносят архитектуру XX века, каждый раз припоминая любителям кинотеатра «Россия» руины Страстного монастыря или срытые до основания древние постройки на месте Кремлевского дворца съездов. В этой ситуации заставить людей принимать близко к сердцу судьбу недавно сгоревшего здания ИНИОН — задача практически невыполнимая.

Наша любовь к оттепельному зодчеству связана с «вчувствованием», по Вильгельму Воррингеру, и предполагает способность вообразить за поизносившимся за 40 лет фасадом высокие и прекрасные идеи.

Гостиница «Космос». Фото Юрия Пальмина
Дом нового быта. Фото Юрия Пальмина
Гребной канал. Фото Юрия Пальмина
Министерство оборонной промышленности (Министерство экономического развития). Фото Юрия Пальмина
Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Фото Юрия Пальмина
Большой Московский государственный цирк. Фото Юрия Пальмина
Кафе «Времена года» (Музей современного искусства «Гараж»). Фото Юрия Пальмина
Здание Госстандарта. Фото Юрия Пальмина
Монумент покорителям космоса. Фото Юрия Пальмина
Гостиница «Космос». Фото Юрия Пальмина
Дом нового быта. Фото Юрия Пальмина
Гребной канал. Фото Юрия Пальмина
Министерство оборонной промышленности (Министерство экономического развития). Фото Юрия Пальмина
Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Фото Юрия Пальмина
Большой Московский государственный цирк. Фото Юрия Пальмина
Кафе «Времена года» (Музей современного искусства «Гараж»). Фото Юрия Пальмина
Здание Госстандарта. Фото Юрия Пальмина
Монумент покорителям космоса. Фото Юрия Пальмина

В описании отдельных объектов авторы стараются избегать жестких стилистических определений и профессиональной архитектурной терминологии. Поэтому занимающие в книге по паре разворотов тексты о постройках (всего их 78, включая московское метро и Зеленоград) читаются легко, а многие сюжеты разветвляются. Так, говоря о здании РИА «Новости» на Зубовском бульваре и упомянув архитектуру соседствующих с ним Провиантских складов, авторы готовы выразить разницу между классицизмом и ампиром в одной емкой формуле и применить ее к современности.

Здесь можно с интересом наблюдать, как одни и те же архитекторы до 1956 года предлагали строить одно, а после — совершенно другое, оставаясь при этом в рамках единой профессиональной этики. И лучше любых описаний об этом говорят современные фотографии, специально сделанные Юрием Пальминым.

Теперь эту архитектуру положено любить хипстерам, не заставшим времен строительства коммунизма. Заново актуализировала вопрос отношения к наследию модернизма активная реконструкция московских улиц. Изменения на Новом Арбате вызывали недовольство коренных москвичей потому, что были обращены к идеальному образу города, который должен был возникнуть еще в 1970-х. Конференция, посвященная искусству этого периода и прошедшая в «Гараже» осенью 2015 года, называлась «Долгая счастливая жизнь» — и это уже давно не столько фильм Геннадия Шпаликова, сколько песня Егора Летова, меняющая эмоциональный знак на противоположный. Образцовый, по мнению авторов путеводителя, и едва ли не единственный случай реставрации архитектуры советского модернизма — ресторан «Времена года» в Парке Горького, ставший музеем «Гараж». Впрочем, применительно к этому зданию напрашивается вопрос Ролана Барта о корабле аргонавтов: он тот же или другой и до какой степени тот же?

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+