18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культура в ожидании двенадцатого имама

Искусствоведам бывает непросто определить, какое именно течение ислама нашло отражение в том или ином памятнике искусства либо архитектуры. Основное различие в том, что шииты верят, что духовными  преемниками пророка Мухаммеда являются его зять Али и его потомки-имамы, а не выборные халифы, авторитет которых признают сунниты.

Шиизм господствует в Иране, на юге Ирака и на Деканском плоскогорье в Индии. Большинство шиитов относятся к «двунадесятникам»: они верят, что на Земле было 11 имамов, а 12-й имам, известный как Махди, еще только должен прийти. Картина осложняется тем, что последователи седьмого имама Исмаила откололись от основной части шиитов. Фатимиды, которые правили Египтом в 969–1171 годах, были исмаилитами; кроме них, к этому течению относятся современные последователи Ага-хана, но бóльшая часть остальных шиитов — двунадесятники. Ученые активно интересовались Фатимидами (заслуга лондонского Института исследований исмаилизма), но другим течениям внимания уделялось мало. На Западе нет ни одной доступной книги об искусстве и архитектуре двунадесятников. Единственное, что отчасти заполняет эту лакуну, — сборник докладов конференции в Музее Ашмола в 2006 году The Art and Material Culture of Iranian Shi’ism (Искусство и материальная культура иранского шиизма). Теперь к этому изданию прибавилось исследование об искусстве двунадесятников Джеймса У. Аллена, бывшего куратора восточного искусства в Музее Ашмола. Автор включил в рассмотрение Индию, поскольку шиизм на Декане появился в основном благодаря персидским корням Великих Моголов. Обычно роль Индии в шиитском искусстве обходят стороной.

Шиизм всегда славился своей эзотеричностью, поскольку Али не упоминается в Коране и информацию о нем приходится искать в аллюзиях и толкованиях. Олег Грабарь предложил различать работы, которым принадлежность к тому или иному течению внутренне присуща (например шиитские склепы), и работы, снабженные надписями или посвящениями, указывающими на направление ислама, к которому относится объект исследования. Почитание мощей и реликвий — самое характерное внешнее проявление шиизма. Сунниты в теории не поощряют памятники и погребальные обряды. Именно поэтому многие захоронения на территории Саудовской Аравии были уничтожены. Правда, людям, по-видимому, свойственно искать контакт с божествами, и поэтому в мусульманском мире есть немало местных святых, а, например, в Египте многие популярные суннитские верования имеют шиитское происхождение. Память о предках часто лежит в основе традиций шиитов: у них принято разыгрывать события Кербельской битвы или смерть Али и его сыновей. Представления организуются на аренах с местами для зрителей. В этой традиции находит выражение культ мученичества, присущий Ирану. Кроме того, шииты одобряют самозащиту, доходящую до насилия в случае, если это необходимо. Дело в том, что они почувствовали себя в Иране уверенно только после прихода к власти Сефевидов в 1501 году. Одна из важнейших тем книги — паломничество. Большинство шиитских склепов находится в Ираке, и только один крупный памятник, связанный с Кербельской битвой, — в иранском Мешхеде. Аллан задается вопросом о типично шиитских сочетаниях архитектурных элементов и приходит к выводу, что не только склеп с часто позолоченным куполом, но и дополнительные залы и портики вокруг него — это и есть архитектура, присущая исключительно шиитам. В комплекс мемориальных элементов он включает и минареты, однако решение это спорное.

Что касается содержимого склепов, то обычно в них много тканей, керамики и изделий из металла. Их часто приносили в дар правители, в первую очередь Сефевиды. Аллан спорит с утверждением Оливера Уотсона о том, что вся керамика кашани была создана шиитскими мастерами и предназначалась для погребений, допуская возможность использования кашани в светских целях, хотя материальных свидетельств об этом почти не осталось: светские сооружения хуже сохраняются, потому что их разграбляют чаще, чем религиозные памятники.

Упоминает автор и гипотезу Кейджера-Смита: внимание шиитов к керамике вызвано интересом к алхимическим текстам, в которых обсуждается возможность превращения керамики в золото. Возможно, в этой связи стоило бы упомянуть Египет эпохи Фатимидов, хотя это и увело бы автора от основной темы. Джонатан Блум, крупный специалист по культуре Фатимидов, полагает, что египетская керамика могла появиться благодаря иракским мастерам, которые искали убежища в Египте. Правда, обычно бывает нелегко идентифицировать отдельные предметы как шиитские, если на них нет соответствующих надписей, хотя многие артефакты, например Зульфикар, меч Али с раздвоенным лезвием, тесно связаны с историей имамата.

Аллан уделяет внимание изображениям львов и рук, которые широко распространены в исламском искусстве, но имеют особое значение именно для шиитов. Он останавливается на нескольких направлениях в искусстве, связанных с шиизмом. В первую очередь это фигуративное искусство, возможность которого связана с тем, что шиитам позволено изображать наследников Али, особенно если это мученики, павшие за веру. Это объясняет существование противоположных взглядов на исламское искусство, которое одни считают строго абстрактным, а другие — во многом фигуративным. Али и его сыновей Хасана и Хусейна часто рисовали в рукописях как героических воинов, похожие изображения можно найти и в современном шиитском мире, который без опаски относится к фотографиям и постерам. Впрочем, Аллан не навязывает читателю свое объяснение, поскольку фигуративное искусство появляется и в других частях исламского мира, относящихся к другим течениям. Есть и еще одно важное направление шиитского ремесленного искусства — стальные украшения для склепов, от маленьких замочков до тяжелых защитных решеток. Сталь также использовалась для изготовления знамен. Будучи ведущим специалистом по исламским изделиям из металла, Аллан подробно рассказывает о шедеврах, которым редко уделялось внимание.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+