18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Размер не имеет значения

№51
Материал из газеты

Каталог к выставке в Пушкинском музее «Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» дает уникальный шанс открыть для себя целый пласт искусства, неочевидный из-за своего формата

Назвать внушительный (500 страниц) фолиант Heads and Tails / Tales and Bodies (игра слов, буквально в переводе с английского «головы и хвосты — истории и тела») каталогом было бы не совсем правильно. Хотя формально он и есть каталог — выставки «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени», прошедшей в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в рамках Года Греции — России.

Книга включает в себя все 223 экспоната (197 монет, 26 образцов мелкой пластики, керамики и торевтики); как и полагается в каталоге, каждый из них снабжен необходимыми данными: аверс-реверс, датировка, размеры, провенанс, рекомендуемая литература. И чтобы оценить уникальность этого впечатляющего тома, изданного греческим Фондом содействия социальным и культурным программам (КИКПЕ), надо вернуться к самой выставке, собранной из вещей коллекции Пушкинского музея и афинского Музея Бенаки.

«Идея совместной нумизматической выставки возникла еще в 2012 году, — рассказал Сергей Коваленко, заместитель заведующего отделом нумизматики ГМИИ. — А позже, когда началась уже непосредственная работа над ней и греческие коллеги приехали и увидели наши античные залы со слепками, возникла мысль отказаться от стандартной практики музейного показа нумизматики и подать ее как памятник искусства. Выставленная среди слепков и античной мелкой пластики, она заиграла: те же позы, композиции».

Убедиться в этом читатель может благодаря десятку цветных фотографий с выставки, приведенных в конце каталога. Тема исследования при таком подходе тоже напрашивалась сама собой — изображение человека в миниатюрной пластике в разные эпохи, от Античности, Византии, средневековой Европы и исламского мира до Ренессанса и неоклассицизма.

В каталоге, над которым работали ведущие археологи и музейщики с греческой и российской сторон, сохранены разделы выставки: «Боги и герои», «Человеческий фактор», «Метаморфозы и персонификации», «Человеческие формы и художественные вызовы», «Распространение традиции антропоморфных изображений».

На этом выставочная история заканчивается, и начинается другая.

Тот, кто обычно в музеях лишь мимоходом, переходя из зала в зал, скользит взглядом по стендам с монетами и всякой другой мелочью, здесь откроет для себя неизведанный мир. И удивится тому, что монеты не только ценнейший исторический документ, но и большое искусство. Пусть и в миниатюре. Что оно, как и искусство больших форм, реагирует на смену вкусов и стилей: обнаженные тела идеальных пропорций на античных монетах с приходом христианства сменяются сложными драпировками, скрывающими любые намеки на телесность, объем и пластика уступают место геральдической графичности в раннем Средневековье. Гравер, ограниченный резцом и крохотным пространством, точно так же, как живописцы или скульпторы, стремился к портретному сходству исторических личностей, давал волю фантазии, изображая мифических персонажей или окружающий мир. И даже подражал великим мастерам своего времени.

Все это понимаешь, взяв в руки каталог, который именно с этой целью начинается с подборки великолепных цветных фотографий отдельных многократно увеличенных экспонатов: монет, мелкой античной пластики, фаюмских портретов и византийских икон. Даже мозаики дают материал для сравнения и обнаружения сходства, порой самого неожиданного. Дальше читателя ждут историко-художественные комментарии, написанные живым (к счастью!), а не научным языком. А в конце каталога собраны статьи российских и греческих исследователей на тему человека в искусстве разных эпох — от первобытной до наполеоновской. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
14.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+