18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоже придворный портретист

№51
Материал из газеты

Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи, Франсиско Байеу-и-Субиаса, придворного живописца Карла III. Личность девочки тоже удалось установить

Изучив недавно приобретенный далласским Музеем Мидоуза испанский портрет XVIII века, ученые заключили, что это работа кисти Франсиско Байеу-и-Субиаса (1734–1795), придворного живописца Карла III и шурина Франсиско Гойи. Ранее детский портрет, находившийся в частном собрании и за последние 80 лет выставлявшийся лишь дважды, долгое время считался произведением Антона Рафаэля Менгса, наставника Байеу.

Николь Ацбах, куратор Музея Мидуоза, рассказала, что новую атрибуцию холста произвели «ведущие специалисты по Байеу и Менгсу»: Артуро Ансон Наварро из Сарагосского университета, специализирующийся на творчестве Байеу, и эксперт по Менгсу Хавьер Хордан де Урриес из Королевского дворца в Аранхуэсе. «Оба они пришли к однозначному выводу, что это работа Байеу», — говорит она.

По мнению Ацбах, предыдущая атрибуция Менгсу возникла из-за тесных рабочих контактов между живописцами (именно он привез Байеу в Мадрид для совместной работы над росписью потолков в королевском дворце). Куратор также пояснила, что в этом портрете «просматривается неоклассический стиль Менгса, что позволило предположить его авторство».

Благодаря подписи на под­рамнике Ансону Наварро удалось установить личность модели. Ею оказалась Мария Тереза дель Кастильо. Исследование архивов XVIII века показало: во время работы над портретом (то есть между 1767 и 1770 годом) дочери маркиза было около семи лет. Имя ее отсутствует в более поздних документах, из чего можно заключить, что она не дожила до зрелого возраста, «а связи ее отца с королем объясняют, каким образом ему удалось заказать Байеу этот портрет», говорит Ацбах.

Это приобретение — особая удача Музея Мидоуза, поскольку за пределами Испании портретов кисти Байеу почти нет. Кроме того, он дополняет находящиеся в музее работы Гойи. Музей приобрел полотно на частных торгах испанского аукционного дома Alcalá. Картина в прекрасном состоянии: специалисты Alcalá очистили ее, чтобы черты модели были лучше видны. После покупки далласский музей отправил холст реставраторам из Художественного музея Кимбелла в соседнем Форт-Уорте, которые «слегка почистили его, чтобы сделать заметнее детали занавеса и пейзажа за окном».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+