18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоже придворный портретист

№51
Материал из газеты

Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи, Франсиско Байеу-и-Субиаса, придворного живописца Карла III. Личность девочки тоже удалось установить

Изучив недавно приобретенный далласским Музеем Мидоуза испанский портрет XVIII века, ученые заключили, что это работа кисти Франсиско Байеу-и-Субиаса (1734–1795), придворного живописца Карла III и шурина Франсиско Гойи. Ранее детский портрет, находившийся в частном собрании и за последние 80 лет выставлявшийся лишь дважды, долгое время считался произведением Антона Рафаэля Менгса, наставника Байеу.

Николь Ацбах, куратор Музея Мидуоза, рассказала, что новую атрибуцию холста произвели «ведущие специалисты по Байеу и Менгсу»: Артуро Ансон Наварро из Сарагосского университета, специализирующийся на творчестве Байеу, и эксперт по Менгсу Хавьер Хордан де Урриес из Королевского дворца в Аранхуэсе. «Оба они пришли к однозначному выводу, что это работа Байеу», — говорит она.

По мнению Ацбах, предыдущая атрибуция Менгсу возникла из-за тесных рабочих контактов между живописцами (именно он привез Байеу в Мадрид для совместной работы над росписью потолков в королевском дворце). Куратор также пояснила, что в этом портрете «просматривается неоклассический стиль Менгса, что позволило предположить его авторство».

Благодаря подписи на под­рамнике Ансону Наварро удалось установить личность модели. Ею оказалась Мария Тереза дель Кастильо. Исследование архивов XVIII века показало: во время работы над портретом (то есть между 1767 и 1770 годом) дочери маркиза было около семи лет. Имя ее отсутствует в более поздних документах, из чего можно заключить, что она не дожила до зрелого возраста, «а связи ее отца с королем объясняют, каким образом ему удалось заказать Байеу этот портрет», говорит Ацбах.

Это приобретение — особая удача Музея Мидоуза, поскольку за пределами Испании портретов кисти Байеу почти нет. Кроме того, он дополняет находящиеся в музее работы Гойи. Музей приобрел полотно на частных торгах испанского аукционного дома Alcalá. Картина в прекрасном состоянии: специалисты Alcalá очистили ее, чтобы черты модели были лучше видны. После покупки далласский музей отправил холст реставраторам из Художественного музея Кимбелла в соседнем Форт-Уорте, которые «слегка почистили его, чтобы сделать заметнее детали занавеса и пейзажа за окном».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+