Aïshti Foundation
Свой первый мультибрендовый магазин Aïshti, где были представлены марки Prada, Miu Miu, Yves Saint Laurent, Dior, Marni, Тони Саламе открыл в 1989 году. В 2005 году он основал одноименный фонд, поддерживающий современное искусство. В новом, строящемся центральном районе Бейрута прямо на набережной коллекционер открыл мегамолл, в котором брендовые бутики подружились с художественной галереей площадью 4 тыс. кв. м. Над архитектурой здания работал Дэвид Аджайе, недавно вошедший со своей командой в американский рейтинг самых новаторских бюро года. Отец Саламе называл Бейрут «терракотовым морем», и эти слова нашли отражение в волнообразном дизайне здания: оно как будто сплетено из красных соломенных прутьев-волн, свободно пропускающих в помещение свет, а на его крыше можно встретить один из самых впечатляющих закатов в своей жизни. Первая в Aïshti Foundation выставка, «Новая кожа», открылась 25 октября 2015 года. Сейчас коллекционер расширяет свое собрание, продвигает ливанских художников за рубежом. Один из последних его проектов — выставка Here and Elsewhere в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке.
Поднимаясь на 30 этаж шикарных апартаментов бейрутского коллекционера Тони Саламе, обставленных работами звезд художественной сцены, понимаешь, откуда взялась тема американской мечты для новой выставки Aïshti Foundation. На панели рядом с влажностью воздуха и температурой в его гостиной регулируются цвета инсталляций Дэна Флавина и Даниеля Бюрена. Над уставленной семейными портретами полкой висит пара картин Энрико Кастеллани из серии «Красная поверхность». Почтенная публика, сидя в креслах знаменитого израильского дизайнера Рона Арада, обсуждает достоинства работы Урса Фишера на соседней стене и, между делом, грядущую биеннале современного искусства в Шардже. Гости любуются горами и небоскребами на террасе с бассейном, прерываясь на закуски с икрой.
Путешествие в сердце американской мечты на выставке, где представлено около 200 произведений американских художников, начинается с мыслей о Хантере Томпсоне. Перед лифтами в галерею обосновался красный «мустанг», похожий на тот, в котором герои «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» начинали свой трип. Украшенная пикантными картинками машина на самом деле инсталляция обожаемого коллекционером Ричарда Принса. Слева от лифта есть кафе. Зайдя туда на чашечку кофе, можно наткнуться на пару тех самых работ художника, для создания которых он заскриншотил и перенес на холст Instagram-фотографии незнакомых пользователей.
Обходя выставку, ловишь себя на мысли, что многое здесь напоминает хорошую рекламу и вполне могло бы стать частью дизайна какого-нибудь модного лейбла. Скульптуру Кэтрин Эндрюс в виде двухметрового коктейля с алыми губами вместо вишенки дополняют нос и ухо с «билборда» концептуалиста Джона Балдессари. Неподалеку — розовые арки его ученика Алекса Израэля, вылитые заставки культового сериала «Санта-Барбара», прекрасно подходящие для оформления какого-нибудь бутика. Пройдя дальше через лабиринт белых залов, натыкаемся на телеэкран, где по замыслу критика потребительской культуры Джоша Клайна под ненавязчивую музыку сталкиваются водяные струи — напоминает ролики то ли рекламы минеральной воды, то ли освежителя воздуха. Фраза Урса Фишера «Вместо Микеланджело у нас теперь Уолт Дисней» обретает на выставке зримые очертания: единственному миллиардеру диснеевского мира Дядюшке Скруджу посвятили забавную инсталляцию, занимающую целый зал. Повторяющаяся на картонках утиная голова с задранным кверху носом комментирует размер бриллиантов и предлагает задуматься о карьере.
Все фотографируются на фоне плакатов Дэна Колена, известного картинами из птичьего помета и жвачки. Вполне возможно, что в этих почти рекламных слоганах отразился исчерпывающий фразовый запас среднестатистического музейного посетителя (восклицания от «Oh, shit!» до «Okaay»). И конечно же, на выставке, посвященной Америке, не обошлось без комиксов: автор музыкальных обложек Red Hot Chili Peppers и Sonic Youth, плакатист Раймонд Петтибон представлен во всем блеске. Кстати, Массимилиано Джони, куратор бейрутской выставки и по совместительству содиректор выставочных программ Нового музея в Нью-Йорке, открыл там персональную выставку художника A Pen of All Work, она работает до сентября.
«Реклама провоцирует на реакцию, отражает главные желания общества, плохие и хорошие. При этом она не всегда несет положительный заряд. Помните кампанию Benetton 1980 года с заполнившими корабль мигрантами или больными СПИДом? Жизнь — это не „Ла-Ла-Ленд“. Как это помогает продавать свитера, уже другой вопрос», — сказал Тони Саламе в комментарии The Art Newspaper Russia. Что, впрочем, не мешает ему называть вульгарную фотосерию в духе «Плейбоя» Роберта Хейнекена одной из самых любимых. Или с придыханием рассказывать об ультрамодных скульптурах Стива У, как будто переживших ядерный взрыв и удачно заигрывающих с контекстом — расположенными неподалеку модными бутиками Chanel и Gucci.
Помимо нарядного, китчевого искусства, на выставке немало серьезных вещей. Главный хит — работа Яна Ву, датско-вьетнамского художника, автора инсталляции из подвешенных костей для мадридского Хрустального дворца. На цепях с потолка свисают первые флаги США, изображающие 13 колоний, провозгласивших независимость от Великобритании в 1776 году. Соседствуют с ними американские сельскохозяйственные инструменты, например острые намордники для телят, которых пытались быстрее отнять от матери. «Меня интересуют времена, когда Америка боролась за независимость и демократию. Интересно, насколько переменчива власть и куда Америка идет сегодня», — говорит художник.
В рамках выставки в фонде прошел круглый стол, посвященный статусу музея как экспоната, а также формированию по всему миру культурных пространств-парков. Международные архитекторы обсуждали, как восстанавливать не отстроенные после войны бейрутские районы. Вместо невероятных небоскребов типа «Террасы» Жака Херцога и 3Beirut Нормана Фостера, а также французских райончиков с брендовыми магазинами (ливанский архитектор Уильям Савайя вообще посоветовал снести какую-то их часть) в Бейруте предлагали создать публичные пространства и парки, отталкиваясь от международных примеров: Дамбо-квартала в Нью-Йорке или Новой Голландии в Петербурге.
Несмотря на то что прижатая к мечети аль-Омари католическая колокольня ни на сантиметр не превосходит высоту соседа, говорить о равноправии районов и формировании общей публичной среды в Бейруте все-таки рано: люди не могут добраться на выставку фонда из-за банального отсутствия пешеходных зон. Но у города большие перспективы: местная строительная компания Solidere планирует устраивать конкурсы молодых ливанских архитекторов, перестраивать заброшенные районы под парки, организовывать интервенции стрит-арт-художников, которые уже активно осваивают набережную Корниш. Что касается самого фонда, то через два года Aïshti Foundation откроет во французском районе города «Департамент» — последний архитектурный замысел Захи Хадид, невероятный мультикомплекс в виде перевернутой восьмерки — и, конечно, снова с магазинами и еще одной галереей современного искусства.
Выставка Good Dreams, Bad Dreams: American Mythologies открыта в Бейруте до 1 апреля.