Новые институции появляются в Бейруте, несмотря на большие проблемы

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Заха Хадид, Ренцо Пьяно и Дэвид Аджайе готовы работать в Ливане за деньги местных магнатов

В курортном городке Джаль-эль-Дибе на деньги магната Тони Саломе (на фото) строится центр послевоенного и современного искусства Ливана. Архитектор — Дэвид Аджайе, куратор дебютной выставки — Массимилиано Джони / Leva Saudargaite
В курортном городке Джаль-эль-Дибе на деньги магната Тони Саломе (на
Фото: строится центр послевоенного и современного искусства Ливана. Архитектор — Дэвид Аджайе, куратор дебютной выставки — Массимилиано Джони / Leva Saudargaite

Кластер музеев, появившихся на средства частных инвесторов, возник в месте, которое еще совсем недавно мало кому казалось перспективной культурной столицей. У многих Бейрут до сих пор ассоциируется с кровопролитной гражданской войной 1970–1980-х годов, в которую были вовлечены Сирия и Израиль. Угроза национальной безопасности остается: Ливан граничит с Сирией, где продолжается гражданская война. И политический кризис, из-за которого страна остается без президента больше года, превратил столичную жизнь в серьезное испытание. Так, этим летом улицы Бейрута были завалены мусором, скопившимся после закрытия городской свалки, что вызывало всплески недовольства и демонстрации протеста.

Однако все это не остановило ливанского магната Тони Саламе от инвестирования в крупный частный фонд, созданный по модели существующих в Европе, США и все чаще появляющихся в Азии. Некоммерческая Ассоциация развития искусств и организации выставок в Ливане (APEAL) начала кампанию по сбору средств на строительство музея ливанского искусства в центре Бейрута, открытие которого ожидается в 2020 году. Конкурс на его проект стартовал этой осенью, в жюри входит архитектор Заха Хадид.

Саламе, основатель модной марки Aïshti, вложил $100 млн в музей современного искусства, построенный британским архитектором Дэвидом Аджайе в Джаль-эль-Дибе, прибрежном курорте неподалеку от Бейрута. В здании Фонда Aïshti, открытого в октябре, экспонируется коллекция бизнесмена, состоящая из более чем 2 тыс. предметов. Дебютную выставку курирует Массимилиано Джони, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке. «Многие ливанцы хотят музей современного искусства, — считает Саламе. — Кроме того, существует огромная ливанская диаспора — а это более 10 млн человек. Каждый год 2 млн посещают Ливан, и я уверен, что в музей будут приезжать и из провинции».

В условиях ограниченного государственного финансирования культуры пробел заполнили меценаты. Среди крупных местных коллекционеров — Джонни и Надин Мокбел, собирающие признанных ливанских художников, таких как покойный Поль Гирагосян. «Именно отсутствие государственного финансирования художественных инициатив подвигло частный сектор взять на себя сбор средств на создание таких музеев», — говорит бейрутская художница Лена Келекиан.

Власти страны согласились разместить в создаваемом APEAL музее произведения ливанских художников из государственной коллекции, куда входит 1,6 тыс. работ. Правительство также участвует в ряде государственно-частных программ, включающих, например, проект с бюджетом $13 млн по расширению Музея Сурсока, вновь открывшегося после семилетней реставрации. В неоклассическом особняке, переданном в дар городу покойным коллекционером Николасом Сурсоком, хранится более 800 работ конца XIX — начала XXI века.

В то же время культурная политика ливанского правительства — коалиции двух противоборствующих фракций — не отличается последовательностью, считает искусствовед и коллекционер из Дубая Султан Сууд аль-Кассеми. В качестве примера он напоминает о том, что «в Бейруте теперь есть два не связанных между собой музея, посвященных истории цивилизации и археологии». Архитектору Ренцо Пьяно доверили реконструкцию площади Мучеников в центре города, осуществляемую за счет государственных и частных инвестиций. Там должны появиться два новых учреждения: археологический музей под названием «Городской музей Бейрута», на который получено $30 млн из Кувейта, и Музей цивилизаций, проект которого разрабатывает ливанское архитектурное бюро GM Architects. «Невольно задаешься вопросом, почему все происходит слишком быстро, плохо контролируется и совершенно не координируется», — возмущен коллекционер.

Между тем выяснить, сколько же все-таки посетителей из-за границы готово приезжать в новые музеи, учитывая политическую обстановку в регионе, еще только предстоит. «Над Бейрутом повисла свинцовая грозовая туча политической неопределенности», — пророчествует аль-Кассеми. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+