18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Китайцам удобнее потреблять искусство в торговых центрах

№41
Материал из газеты

Долгое время искусство было прочно связано с категорией роскоши. Теперь оно приобретает все более демократичный — или коммерческий — характер, по мере того как торговые центры начинают открывать на своей территории выставочные пространства

Использование искусства для продажи предметов роскоши, от смарт-отелей и недвижимости до дамских сумок, практикуется уже давно. Но теперь оно все шире используется для привлечения посетителей в торговые центры: в Шанхае, Париже, Познани, Бейруте и даже в аграрном Оксфордшире.

Самым впечатляющим примером, безусловно, служит китайский «художественный молл» К11 — детище молодого миллиардера из розничного сектора Адриана Чэна. Этот яркий торговый центр открылся в 2013 году на Хуайхай-Лу — центральной торговой улице Шанхая. Он может похвастать не только самым высоким в Азии искусственным водопадом, но и расположенным на минус третьем этаже музеем Chi K11. Это уже второй торговый центр Чэна, свой первый молл он открыл в Гонконге в 2009-м.

Chi K11 оборудован по самым высоким музейным стандартам. Два года назад здесь прошла выставка 40 полотен Клода Моне (Мастера импрессионизма, 8 марта — 15 июня 2014 года), которую посетило более 340 тыс. человек. А в феврале этого года закрылась выставка Медиа — Дали, организованная Художественным фондом К11 совместно с Фондом Гала — Сальвадора Дали, на нее приходило около 2 тыс. посетителей в день.

«Всем известно, что китайцы обожают делать покупки. Но то, чем хотим заниматься мы, выходит за рамки обычной торговли. Включение искусства добавляет новое измерение», — говорит Адриан Чэн, признавая при этом, что «иностранцам наши художественные торговые центры поначалу кажутся странными».

Предприниматель запустил совместные проекты с Токио-пале в Париже и лондонским Институтом современного искусства и занимается поддержкой резиденций для художников в Китае. По его мнению, пересечение шопинга и искусства служит взращиванию новой аудитории для арт-индустрии. «Заходить в галерею вроде White Cube не просто неловко — это зарубежный навык, основанный на опыте, еще не успевшем укорениться в головах большинства китайцев, — говорит он. — Поэтому мы помещаем искусство в знакомую им обстановку. Глядя на нашу местную аудиторию, мы часто видим, что она потребляет искусство в художественном молле так же, как потребляет товары». Чэн планирует открыть в Китае еще 17 торговых центров, в каждом из которых будет отведенное искусству пространство.

В сентябре прошлого года в Бейруте магнат Тони Саламе открыл сочетающий искусство и шопинг торговый центр, объединив некоммерческий художественный фонд с торговым центром Aïshti, здание для которого спроектировал Дэвид Аджайе. Саламе — страстный коллекционер современного искусства, и пространство площадью 4 тыс. кв. м служит для демонстрации избранных экспонатов из его коллекции, в которую входит около 2,5 тыс. произведений.

Тем временем самая богатая женщина Польши коллекционер Гражина Кульчик в 2003 году основала в здании бывшего пивоваренного завода в Познани торговый центр Stary Browar с магазинами и ресторанами, а также некоммерческими галереями с бесплатным входом. В 2008 году Stary Browar был признан лучшим европейским торговым центром.

Французские коммерческие группы, занимающиеся розничной торговлей, также исследуют новые способы усовершенствовать шопинг. К примеру, в парижском универмаге Le Bon Marché с января по февраль этого года под потолком парило несколько существ из бамбука и рисовой бумаги авторства китайского художника Ай Вэйвэя. А в 15-м округе Парижа открылся магазин Centre Beaugrenelle, который по праву называет себя «художественной точкой на карте города». В период проведения художественной ярмарки FIAC в октябре 2015 года в торговом центре можно было увидеть работы с выставки Искусство этого века, которую организовала Карен Леви, дочь коллекционеров Сильвиана и Доминик Леви.

Искусство и шопинг объединяются на демократичных началах: к примеру, Centre Beaugrenelle не ограничивается элитными товарами и представляет в числе прочих такие марки, как Marks & Spencer, Zara, H&M и Uniqlo. То же можно сказать и о недавно открытом Polygone Riviera на юге Франции, в котором демонстрируются работы французских художников Саши Сосно и Жан-Мишеля Отоньеля. «Это первый из нового поколения торговых центров в духе lifestyle, по которым вы можете прогуливаться, в одиночестве или с семьей, среди произведений искусства», — рассказал глава правления компании Кристоф Кювийе французской газете Le Figaro.

«Главное — продолжительность пребывания», — говорит Дезире Болье, главный исполнительный директор Value Retail, компании, владеющей десятью (скоро их число увеличится до 11) аутлетами дизайнерской одежды, в том числе Bicester Village неподалеку от Оксфорда. Недавно здесь были представлены созданные по специальному заказу работы Анники Штрем, Шезада Давуда, Деборы Кохлин (совместно с ее хором Gaggle) и Весны Петресин. К сожалению, произведения оказались не очень впечатляющими.

«Продолжительностью пребывания» специалисты розничной торговли называют время, которое покупатели проводят в аутлете. В среднем оно составляет четыре часа. Предлагая дополнительные услуги, собственники надеются увеличить это время, что предположительно должно увеличить и количество денег, которое успеют потратить посетители за один визит. «Мы думаем, что те же люди, которые ходят на Frieze и делают покупки в Waitrose (дорогой британский супермаркет. — TANR), будут приходить и сюда, так что, запуская художественную программу, мы привлекаем их еще одним способом», — поясняет ­Болье.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+