18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Открытие острова: Новая Голландия стала парком с элементами музея

В минувший уик-энд в Санкт-Петербурге начала работу «Новая Голландия»: 27 августа состоялось открытие на знаменитом острове парка и культурного пространства, которые теперь станут постоянно действующими. В ближайший месяц в одном из павильонов экспонируется выставка «Чувственные опыты», организованная Музеем современного искусства «Гараж».

Новая Голландия — искусственный остров в центре Петербурга, который возник почти одновременно с самим городом. Первым назначением острова было хранение корабельной древесины, для чего архитектор Савва Чевакинский построил по периметру краснокирпичные склады, а Жан-Батист Валлен-Деламот создал декор их фасадов и увенчал постройку 23-метровой аркой, которая в XX веке превратилась в один из символов Петербурга. Место, традиционно находившееся в подчинении военно-морского ведомства, было недоступным и сохраняло романтическую атмосферу многие десятилетия.

В 2010 году компания Романа Абрамовича Millhouse LLC и фонд Дарьи Жуковой «Айрис» решили превратить Новую Голландию в современное городское общественное пространство. Идеи по ее преобразованию выдвигали многие известные архитекторы — в результате на основе предложения студии WorkAC, победившей в конкурсе, сейчас проект реализуется голландским бюро WEST 8. Поскольку в границах памятника архитектуры запрещено какое-либо новое строительство, устроители нового пространства под девизом «Культурная урбанизация» поручили работу известному своими ландшафтными решениями бюро, чей основатель Адриан Гёзе несет ответственность за новый облик Тверской улицы.

К реконструкции Новой Голландии приступили осенью 2013 года. Общая площадь острова 72 тыс. кв. м, что в 25 раз меньше ЦПКиО им. Горького в Москве, а парк разбит только на одной трети территории острова и претендует на то, чтобы вместить все формы досуга. Стилистику временных павильонов разработал архитектор Сергей Букин, взяв за основу старые фотографии Сестрорецкого курорта. Выставочный павильон по своему местоположению и размерам самый заметный из уже открытых, поэтому в первые два дня работы «Новой Голландии» размещенная в нем выставка «Чувственные опыты» выдержала рекордный для современного искусства в нынешней России наплыв зрителей: по приблизительным подсчетам организаторов, ее посетило почти 2,5 тыс. человек.

«Чувственные опыты» собрали вместе произведения девяти молодых художников, недавно получивших гранты Музея современного искусства «Гараж»: Николая Алексеева, Аслана Гайсумова, Евгения Гранильщикова, Ильи Долгова, Анастасии Кузьминой, Кирилла Макарова, Ивана Новикова, Александры Сухаревой, Анны Титовой, — и одного музыканта. Куратором проекта выступил Андрей Мизиано. Восемь авторов экспонируются в пространстве выставочного зала, и только одна работа, «Скоба» Александры Сухаревой, присутствует в виде экспликации, поскольку расположена в фундаменте основания арки Валлен-Деламота. Важной частью выставки являются 12 фортепианных пьес Нины Карлссон.

На поставленный куратором вопрос о личном переживании стипендиаты «Гаража» ответили очень сдержанными вещами. К тому же ограниченность пространства заставила многих выступить в несвойственных им жанрах и форматах. Проницаемый насквозь павильон делал маловозможным экспонирование живописи или графики. К примеру, известный как видеохудожник Евгений Гранильщиков показал скульптуру, воспроизводящую архитектурные формы, а холсты Кирилла Макарова выполнены живописцем в фотографической технике. Выставка «Чувственные опыты» представила общие очертания современного искусства, его роли в контексте всего нового проекта. Тонкая интонация, взятая Андреем Мизиано, с трудом подходила к такому звучному событию, каким стало в эти дни открытие «Новой Голландии», где требовалось иное, более определенное в своей спектакулярности высказывание.

Новая Голландия сейчас единственный парк такого рода на весь Петербург, и в этой тотальности заключается ее основная проблема, плюсы и минусы «культурной урбанизации». Связность нового пространства, заложенная в проект его создателями, с трудом улавливается в первые дни после открытия. Так, ведущая от входа аллея, где взрослые деревья высажены в немного сбитом ритме, имитирующем естественность, пока что упирается в строительный забор. Впрочем, уже скоро, в ноябре этого года, первых посетителей примет бывшая кузница, теперь в ней будут ресторан и клуб с лекциями и кинопоказами. А в 2017 году откроется круглое здание морской тюрьмы, где планируют разместить кафе, лавки и магазины. Реставрацию всех построек на острове намечено завершить к 2025 году.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+