Открытие острова: Новая Голландия стала парком с элементами музея

Открытие Новой Голландии. Фото Петр Тимофеев
Открытие Новой Голландии.
Фото: Петр Тимофеев

В минувший уик-энд в Санкт-Петербурге начала работу «Новая Голландия»: 27 августа состоялось открытие на знаменитом острове парка и культурного пространства, которые теперь станут постоянно действующими. В ближайший месяц в одном из павильонов экспонируется выставка «Чувственные опыты», организованная Музеем современного искусства «Гараж».

Новая Голландия — искусственный остров в центре Петербурга, который возник почти одновременно с самим городом. Первым назначением острова было хранение корабельной древесины, для чего архитектор Савва Чевакинский построил по периметру краснокирпичные склады, а Жан-Батист Валлен-Деламот создал декор их фасадов и увенчал постройку 23-метровой аркой, которая в XX веке превратилась в один из символов Петербурга. Место, традиционно находившееся в подчинении военно-морского ведомства, было недоступным и сохраняло романтическую атмосферу многие десятилетия.

В 2010 году компания Романа Абрамовича Millhouse LLC и фонд Дарьи Жуковой «Айрис» решили превратить Новую Голландию в современное городское общественное пространство. Идеи по ее преобразованию выдвигали многие известные архитекторы — в результате на основе предложения студии WorkAC, победившей в конкурсе, сейчас проект реализуется голландским бюро WEST 8. Поскольку в границах памятника архитектуры запрещено какое-либо новое строительство, устроители нового пространства под девизом «Культурная урбанизация» поручили работу известному своими ландшафтными решениями бюро, чей основатель Адриан Гёзе несет ответственность за новый облик Тверской улицы.

К реконструкции Новой Голландии приступили осенью 2013 года. Общая площадь острова 72 тыс. кв. м, что в 25 раз меньше ЦПКиО им. Горького в Москве, а парк разбит только на одной трети территории острова и претендует на то, чтобы вместить все формы досуга. Стилистику временных павильонов разработал архитектор Сергей Букин, взяв за основу старые фотографии Сестрорецкого курорта. Выставочный павильон по своему местоположению и размерам самый заметный из уже открытых, поэтому в первые два дня работы «Новой Голландии» размещенная в нем выставка «Чувственные опыты» выдержала рекордный для современного искусства в нынешней России наплыв зрителей: по приблизительным подсчетам организаторов, ее посетило почти 2,5 тыс. человек.

«Чувственные опыты» собрали вместе произведения девяти молодых художников, недавно получивших гранты Музея современного искусства «Гараж»: Николая Алексеева, Аслана Гайсумова, Евгения Гранильщикова, Ильи Долгова, Анастасии Кузьминой, Кирилла Макарова, Ивана Новикова, Александры Сухаревой, Анны Титовой, — и одного музыканта. Куратором проекта выступил Андрей Мизиано. Восемь авторов экспонируются в пространстве выставочного зала, и только одна работа, «Скоба» Александры Сухаревой, присутствует в виде экспликации, поскольку расположена в фундаменте основания арки Валлен-Деламота. Важной частью выставки являются 12 фортепианных пьес Нины Карлссон.

На поставленный куратором вопрос о личном переживании стипендиаты «Гаража» ответили очень сдержанными вещами. К тому же ограниченность пространства заставила многих выступить в несвойственных им жанрах и форматах. Проницаемый насквозь павильон делал маловозможным экспонирование живописи или графики. К примеру, известный как видеохудожник Евгений Гранильщиков показал скульптуру, воспроизводящую архитектурные формы, а холсты Кирилла Макарова выполнены живописцем в фотографической технике. Выставка «Чувственные опыты» представила общие очертания современного искусства, его роли в контексте всего нового проекта. Тонкая интонация, взятая Андреем Мизиано, с трудом подходила к такому звучному событию, каким стало в эти дни открытие «Новой Голландии», где требовалось иное, более определенное в своей спектакулярности высказывание.

Новая Голландия сейчас единственный парк такого рода на весь Петербург, и в этой тотальности заключается ее основная проблема, плюсы и минусы «культурной урбанизации». Связность нового пространства, заложенная в проект его создателями, с трудом улавливается в первые дни после открытия. Так, ведущая от входа аллея, где взрослые деревья высажены в немного сбитом ритме, имитирующем естественность, пока что упирается в строительный забор. Впрочем, уже скоро, в ноябре этого года, первых посетителей примет бывшая кузница, теперь в ней будут ресторан и клуб с лекциями и кинопоказами. А в 2017 году откроется круглое здание морской тюрьмы, где планируют разместить кафе, лавки и магазины. Реставрацию всех построек на острове намечено завершить к 2025 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+