Открытие острова: Новая Голландия стала парком с элементами музея

Открытие Новой Голландии. Фото Петр Тимофеев
Открытие Новой Голландии.
Фото: Петр Тимофеев

В минувший уик-энд в Санкт-Петербурге начала работу «Новая Голландия»: 27 августа состоялось открытие на знаменитом острове парка и культурного пространства, которые теперь станут постоянно действующими. В ближайший месяц в одном из павильонов экспонируется выставка «Чувственные опыты», организованная Музеем современного искусства «Гараж».

Новая Голландия — искусственный остров в центре Петербурга, который возник почти одновременно с самим городом. Первым назначением острова было хранение корабельной древесины, для чего архитектор Савва Чевакинский построил по периметру краснокирпичные склады, а Жан-Батист Валлен-Деламот создал декор их фасадов и увенчал постройку 23-метровой аркой, которая в XX веке превратилась в один из символов Петербурга. Место, традиционно находившееся в подчинении военно-морского ведомства, было недоступным и сохраняло романтическую атмосферу многие десятилетия.

В 2010 году компания Романа Абрамовича Millhouse LLC и фонд Дарьи Жуковой «Айрис» решили превратить Новую Голландию в современное городское общественное пространство. Идеи по ее преобразованию выдвигали многие известные архитекторы — в результате на основе предложения студии WorkAC, победившей в конкурсе, сейчас проект реализуется голландским бюро WEST 8. Поскольку в границах памятника архитектуры запрещено какое-либо новое строительство, устроители нового пространства под девизом «Культурная урбанизация» поручили работу известному своими ландшафтными решениями бюро, чей основатель Адриан Гёзе несет ответственность за новый облик Тверской улицы.

К реконструкции Новой Голландии приступили осенью 2013 года. Общая площадь острова 72 тыс. кв. м, что в 25 раз меньше ЦПКиО им. Горького в Москве, а парк разбит только на одной трети территории острова и претендует на то, чтобы вместить все формы досуга. Стилистику временных павильонов разработал архитектор Сергей Букин, взяв за основу старые фотографии Сестрорецкого курорта. Выставочный павильон по своему местоположению и размерам самый заметный из уже открытых, поэтому в первые два дня работы «Новой Голландии» размещенная в нем выставка «Чувственные опыты» выдержала рекордный для современного искусства в нынешней России наплыв зрителей: по приблизительным подсчетам организаторов, ее посетило почти 2,5 тыс. человек.

«Чувственные опыты» собрали вместе произведения девяти молодых художников, недавно получивших гранты Музея современного искусства «Гараж»: Николая Алексеева, Аслана Гайсумова, Евгения Гранильщикова, Ильи Долгова, Анастасии Кузьминой, Кирилла Макарова, Ивана Новикова, Александры Сухаревой, Анны Титовой, — и одного музыканта. Куратором проекта выступил Андрей Мизиано. Восемь авторов экспонируются в пространстве выставочного зала, и только одна работа, «Скоба» Александры Сухаревой, присутствует в виде экспликации, поскольку расположена в фундаменте основания арки Валлен-Деламота. Важной частью выставки являются 12 фортепианных пьес Нины Карлссон.

На поставленный куратором вопрос о личном переживании стипендиаты «Гаража» ответили очень сдержанными вещами. К тому же ограниченность пространства заставила многих выступить в несвойственных им жанрах и форматах. Проницаемый насквозь павильон делал маловозможным экспонирование живописи или графики. К примеру, известный как видеохудожник Евгений Гранильщиков показал скульптуру, воспроизводящую архитектурные формы, а холсты Кирилла Макарова выполнены живописцем в фотографической технике. Выставка «Чувственные опыты» представила общие очертания современного искусства, его роли в контексте всего нового проекта. Тонкая интонация, взятая Андреем Мизиано, с трудом подходила к такому звучному событию, каким стало в эти дни открытие «Новой Голландии», где требовалось иное, более определенное в своей спектакулярности высказывание.

Новая Голландия сейчас единственный парк такого рода на весь Петербург, и в этой тотальности заключается ее основная проблема, плюсы и минусы «культурной урбанизации». Связность нового пространства, заложенная в проект его создателями, с трудом улавливается в первые дни после открытия. Так, ведущая от входа аллея, где взрослые деревья высажены в немного сбитом ритме, имитирующем естественность, пока что упирается в строительный забор. Впрочем, уже скоро, в ноябре этого года, первых посетителей примет бывшая кузница, теперь в ней будут ресторан и клуб с лекциями и кинопоказами. А в 2017 году откроется круглое здание морской тюрьмы, где планируют разместить кафе, лавки и магазины. Реставрацию всех построек на острове намечено завершить к 2025 году.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+