18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайна черного ручья

№51
Материал из газеты

Коллекционер и меценат Шалва Бреус — о подлинной истории самой дорогой картины Ладо Гудиашвили «У черного ручья». Это произведение до 12 марта можно увидеть на выставке «Грузинский авангард. 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний» в ГМИИ им. Пушкина

В конце 1990-х годов в России резко вырос интерес к творчеству грузинских художников. Рынок среагировал незамедлительно, и цены на «большую грузинскую тройку» — Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и Давид Какабадзе — пошли вверх. Если в 1980-е Пиросмани стоил в среднем несколько десятков тысяч долларов, то c середины 1990-х счет пошел на сотни тысяч и даже миллионы. В 2011 году «Олень, пьющий из ручья» кисти Пиросмани был продан на аукционе Sotheby’s за £361 тыс., а через пять лет, опять на Sotheby’s — почти вдвое дороже, уже за £629 тыс. Его же «Арсенальная гора ночью» на нью-йоркских торгах в 2007 году ушла за рекордные $1,8 млн.

Изготовители подделок всегда идут на запах больших денег, и на арт-рынке все чаще стали появляться картины этих художников, вызывающие сомнения у экспертов. Как правило, этиx вещей не было в каталогах-резоне «Пиросмани» и «Ладо Гудиашвили», изданных в 1984 году. Авторы обеих книг проделали огромную исследовательскую работу, собрав все известные произведения художников, когда — и это особенно важно — их практически не подделывали.

В 2010 году мне предложили приобрести картину «У черного ручья» кисти Ладо Гудиашвили. По неудачному стечению обстоятельств я был в середине далекого и сложного путешествия и не мог ни свериться с каталогом-резоне, ни проконсультироваться с семьей Гудиашвили, проживающей в Тбилиси. Предложенная работа датировалась первой половиной 1920-х годов и относилась к наиболее ценному, французскому периоду творчества Гудиашвили (с 1920 по 1925 год). На фоне яркой экзотической природы была изображена обнаженная женщина у черного ручья. У ног ее стоял кувшин, а на плечах угадывался легкий газовый платок. Но лицо женщины никак не соответствовало манере Гудиашвили французского периода. Округлое, с белой кожей и с яркими губами — такие он писал после возвращения в СССР.

Стало ясно, что мне предлагают либо довольно неуклюжую подделку, либо картину Гудиашвили, написанную в советское время, выдавая ее за более ценную французского периода. Я же мечтал приобрести работу, написанную во Франции. В итоге я не стал углубляться в исследование происхождения картины и отказался от сомнительного предложения.

Вернувшись из путешествия, я заглянул в резоне и удостоверился, что «У черного ручья», полностью идентичная той, которую мне предлагали, притом датированная 1925 годом, в каталоге есть. Авторство Гудиашвили не вызывало никакого сомнения, и, следовательно, мне предлагали «правильную» работу. Однако загадка, почему на картине 1925 года лицо написано в манере более позднего, советского периода, так и осталась неразрешенной.

Через несколько лет, в 2012 году, я вновь увидел «У черного ручья», на этот раз в каталоге русских торгов Sotheby’s. Ее выставили на аукцион с рекордной для Гудиашвили оценкой в более чем $1 млн. Это была именно та работа, но за двумя важнейшими исключениями: на плечах женщины не было никаких признаков газового платка и, главное, лицо на картине было совсем другим. Вместо луноликой красавицы на меня смотрела смуглая, с мужскими выступающими скулами и тенями вокруг глаз женщина. По лицу бродила странная двусмысленная улыбка, даже не улыбка, а ее тень, когда на лице, как на поверхности воды, появляется слабый след происходящего в глубине. Это было типичное лицо французского периода.

Получается, мне предлагали оригинальную, опубликованную в каталоге-резоне работу, а на аукцион выставлена очевидная подделка. Неизвестные злоумышленники скопировали из резоне настоящую картину, а лицо написали во «французской» манере, тем самым сделав ее полностью «французской» и, следовательно, сильно повысив ее ликвидность и стоимость.

Моему возмущению не было предела. Массовость подделок уже давно вызывала негодование коллекционеров, но в этом случае наглость жуликов поражала. Обычно подделки стараются продать кулуарно, не высвечивая их на открытом рынке. Но выставить очевидную подделку на Sotheby’s, да еще когда в Тбилиси живут дочь и внучка художника, работает дом-музей, собрана (в том числе в Государственном музее изобразительных искусств Грузии) великолепная коллекция произведений художника, ведется научная работа, исследуется его творческое наследие! Когда в обоих музеях есть отличные специалисты, способные надежно определить аутентичность его картин! Непонятно, как Sotheby’s согласился выставить на продажу столь очевидную подделку. Возможность заработать застит глаз этим торгашам от искусства!

Я позвонил лорду Полтимору, входящему в совет директоров аукционного дома, и в довольно эмоциональной манере высказал свое отношение к происходящему. Необходимо было снять картину с аукциона, и я убеждал лорда сделать это незамедлительно. В противном случае я рисовал страшные последствия: скандал, судебные иски, открытые письма коллекционеров и музейных работников в прессе. Лорд Полтимор, как и следовало ожидать, был совершенно не в курсе дела. Думаю, скорее всего, он не знал, кто такой Гудиашвили. Но пообещал немедленно разобраться, чтобы избежать скандала.

Через несколько дней со мной связался глава русского отдела Sotheby’s в Лондоне и дал исчерпывающие пояснения. Оказалось, что с предложением выставить картину на торги в Sotheby’s обратилась владевшая ею на протяжении многих лет семья Ломадзе из Грузии. Партийный функционер, в прошлом революционер Давид Ломадзе и Ладо Гудиашвили дружили с юных лет. После возвращения художника из Франции они стали соседями по коммунальной квартире (сейчас там расположен дом-музей Гудиашвили). Знаменитая гостиная, где Ладо принимал именитых посетителей со всего мира, тогда была разделена перегородками на комнаты. В одной жили Гудиашвили, в другой — Ломадзе. Когда в 1935 году Ломадзе получили отдельную квартиру, свою комнату они оставили семье художника, с которой их связывала крепкая дружба. Картину «У черного ручья» Ладо подарил Давиду Ломадзе в 1934 году. На заднике сохранилась надпись, сделанная рукой мастера: «Другу детства Давиду Ломадзе на память».

Картину привезли в Лондон и передали аукционному дому. Начались обязательные действия по уточнению провенанса, проверке подлинности и оценке ее состояния. Именно тогда во время исследования в инфракрасных лучах обнаружилось, что лицо женщины — поздняя запись, под которой скрывается первоначальное изображение. Полотно передали английским реставраторам. Те поздний слой со всеми мыслимыми мерами предосторожности удалили. Процесс раскрытия оригинального слоя подробно документировался, и Sotheby’s любезно предоставили эту съемку. Мне открылась потрясающая картина того, как постепенно из-под написанного по канонам кавказского романтизма портрета открывается созданное в совершенно иной стилистике загадочное женское лицо. Именно тогда реставраторы, сотрудники Sotheby’s и владельцы произведения впервые, с удивлением и благоговением, увидели так долго скрытую от глаз таинственную незнакомку у черного ручья.

Мой обвинительный пафос был посрамлен. Я извинился перед сотрудниками Sotheby’s — и сделал это не без удовольствия.

Торги прошли более чем успешно. Удар молотка зафиксировал абсолютный ценовой рекорд для полотен Гудиашвили (£938 тыс.), до сих пор никем так и не превзойденный. Загадочная женщина у черного ручья перешла к новому владельцу. Но тайна двух лиц в этой картине продолжала меня волновать, и я предпринял небольшое расследование.

Гудиашвили написал «У черного ручья» в Париже, где с 1921 по 1925 год был на стажировке в качестве стипендиата Общества грузинских художников. Возвращаясь домой, он отправил багаж — а это были главным образом картины — поездом до Марселя, а оттуда морем в Батум. В числе картин, прибывших в Грузию, была и «У черного ручья». Вернувшись в Тифлис, Гудиашвили мгновенно оказался в центре культурной жизни города, а впоследствии сам стал одним из таких культурных центров. В советское время его не раз обвиняли в буржуазном формализме. В 1930-е годы это было тяжким обвинением и могло стоить художнику жизни. Досталось и картине «У черного ручья». Возмущение блюстителей идеологической чистоты вызвала недостаточная женственность героини. Действительно, у нее по-мужски мускулистые ноги и торс, подтянутый живот, а в лице прослеживаются мужские черты. При этом это, безусловно, женщина. Под давлением партийной критики Гудиашвили вынужден был поверх оригинального портрета написать новое лицо. Лицо, полностью соответствующее утвердившимся тогда канонам: луноликой, белокожей романтической грузинской красавицы. Критиков возмущало и то, что женщина совершенно нагая, и Гудиашвили пришлось «одеть» ее в тончайшую белую накидку. Открытыми остались только лодыжки, ступни и лицо.

Знал ли Давид Ломадзе, получивший от друга столь щедрый подарок, что существует скрытый, оригинальный слой? По словам его супруги и дочери, прекрасно знал и не раз просил Ладо открыть оригинальное изображение. Но художник по понятным причинам опасался это делать.

Впрочем, у судьбы были свои планы. В то время экономика Страны Советов испытывала огромные трудности, хороших красок не было и в помине (производство качественных красок началось в 1934 году на набережной Черной речки в Ленинградской области). Из-за плохого качества, а возможно, и потому, что художник действовал небрежно (вполне, может быть, осознанно), со временем краска стала осыпаться. Газовая накидка почти исчезла, и женщина вновь обнажилась. Шея у нее потекла и остановилась на полпути к оригиналу. И только лицо уцелело. Именно в таком виде я в первый раз увидел ее на фотографии, и именно так она изображена в каталоге-резоне 1984 года.

Казалось, загадка «Черного ручья» разгадана и все встало на свои места. Но, чем больше я смотрю на эту картину, тем более таинственной и загадочной она мне кажется. Почему среди яркой, насыщенной красками природы течет черный ручей? «Черный» — синоним слов «грязный», «злой», «порочный» и антоним слов «белый», «светлый», «непорочный», «чистый». Возможно, черный ручей в райских кущах — символ зла, и каждый, кто познает черной воды — а женщина на картине уже опустила ногу в темный поток, — погибнет, потеряет свое естество.

Не мог художник, понимавший и ценивший женскую красоту, случайно написать атлета в женском обличье. Это не гибкая как лань, нежная и полная женственности обнаженная красавица, типичная для творчества Гудиашвили, а мифический андрогин, потерявшийся между мужским и женским началом. У него лицо существа, только что открывшего первородный грех, но еще не изгнанного из рая. Изгнание впереди. Но женщина у ручья не понимает, что с ней произошло, и не видит бесконечную цепь трагических событий в будущем. И в этот короткий миг между познанием первородного греха и изгнанием из рая она счастлива.

Хотя, скорее всего, все гораздо проще. Ручей черный, потому что художник искал контраст с яркими цветами картины. А на полотне вовсе не мифический андрогин, а грузинская амазонка, атлетичная и сильная, как все ее племя всадниц и воительниц.

При всем обилии версий окончательного ответа не существует. Возможно, будущим исследователям творчества Ладо Гудиашвили удастся подобрать ключ к этой загадке. Я же с удивлением обнаружил, что не хочу, чтобы тайна картины «У черного ручья» когда-нибудь была раскрыта.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+