18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тройственная геометрия

№51
Материал из газеты

Три парижские галереи одновременно показывают работы основателя группы «Креативная абстракция» и одного из прародителей оп-арта

Три маститые антикварные галереи объединили свои усилия, чтобы показать большую выставку, посвященную геометрической абстракции 1920–1950-х годов. Основой всех трех экспозиций станет фигура Огюста Эрбена, чьи работы хранятся в частной коллекции Джека Коуро. Экспозиция в Galeri Jean-François Cazeau посвящена личности самого коллекционера, бывшего близким другом художника, и включает архив документов, письма, а также рисунки Эрбена. Одновременно в галереях Le Minotaure и Alain Le Gaillard Эрбена из коллекции Джека Коуро покажут в окружении других художников, принадлежащих к кругу геометрической абстракции, среди которых Фернан Леже, Ласло Мохой-Надь, Леон Тутунджян, Жан Эльон, а также Этьена Беоти (Иштван Бети) и Франца Купки, особенно близких художнику.

Огюст Эрбен шел к собственному стилю извилистым путем, пройдя практически все модные в искусстве ХХ века «измы». Он увлекался импрессионизмом и фовизмом, пока на горизонте не замаячил кубизм, в котором он упражнялся до 1917 года, а после пришел к геометрической абстракции, применив новый подход не только в живописи, но и в рельефе. Впрочем, радикальная инновация не нашла отклика у публики, и вскоре он вновь взялся за холст и краски, начав работать в модном направлении «новая вещественность». И лишь в 1927 году Эрбен снова и уже навсегда вернулся к абстрактной живописи.

Под знаком расцвета геометрической абстракции прошли 1930-е годы: вместе с Тео ван Дусбургом, Наумом Габо и Жоржем Вантонгерло Эрбен основал группу «Креативная абстракция». Группа отличалась научным подходом к живописи. Художники следовали открытиям в области физики и оптики, изучавшим зрительное восприятие. Среди открытий группы были эффект мерцания и объемно-пластическое видение цвета.

Однако лишь в начале 1940-х Эрбен нашел неповторимый художественный язык, назвав его «пластический алфавит». Он разделил палитру на 26 основных цветов, каждый из которых соответствовал букве, ноте и геометрическим фигурам. Весь арсенал форм Эрбен свел к трем фигурам: кругу, треугольнику и прямоугольнику, создавая минималистичные симфонии.
Открытия Эрбена были востребованными в 1960-е годы в оп-арте, в частности в искусстве Виктора Вазарелли. Впрочем, фигура Эрбена долгое время оставалась в тени. В трех нынешних парижских экспозициях оригинальный стиль Эрбена заиграет новыми красками в диалоге с другими гениями абстракции. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+