18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии

В Художественном музее KUMU открывается выставка, посвященная художественным связям между Москвой и Таллином в 1960–1980-е годы

Экспозиционный проект «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль» должен показать зарождение и развитие нового визуального языка с начала оттепели и вплоть до экспериментов с театральной сценографией 1980-х. Творческие пути четырех авторов в KUMU проследят на примере более 300 произведений живописи, графики, дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации. Их для такого большого проекта предоставили Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (MMOMA), Музей эстонской архитектуры, Национальная библиотека Эстонии, Фонд культуры «Екатерина», Эстонский музей театра и музыки, ряд частных коллекционеров и семьи художников. Кураторов у выставки два: с российской стороны это Анна Романова, три года назад делавшая выставку Юрия Соболева в MMOMA (за ее каталог она совместно с Галиной Метеличенко получила премию «Инновация»), с эстонской — куратор KUMU Эха Комиссаров.

В СССР иллюстрирование научно-популярных журналов, беллетристики и научной фантастики наряду с детской литературой было одной из немногих областей, относительно свободных от идеологического контроля. Благодаря этому многие неофициальные художники были заняты именно в этих сферах, дававших определенный простор для творческого эксперимента. Так, Юрий Соболев с 1960 года был главным художником издательства «Знание», где одним из первых в стране начал использовать модульную сетку — новый принцип организации журнальной полосы, который позднее перенес в свое творчество. В оформлении ежегодника «Наука и человечество», выходившего в том же издательстве, принимал участие художник Юло Соостер, друг Соболева, с которым они вместе искали новые способы иллюстрирования «неизобразимых» научных понятий. Эти эксперименты, впрочем, не ограничивались печатными изданиями — в 1968 году был выпущен и сразу же запрещен цензурой анимационный фильм «Стеклянная гармоника» режиссера Андрея Хржановского, художниками-постановщиками которого также были Соостер и Соболев.

В KUMU покажут документацию, связанную с нереализованным новаторским проектом полиэкранного слайд-фильма графика Рауля Меэля, подготовленного Юрием Соболевым вместе с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в 1975 году.

Отдельной темой на выставке станут театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. Параллели напрашиваются сами собой: художники почти одновременно работали над сценографией к спектаклю «Почта» по тексту Рабиндраната Тагора (начало 1980-х). Как сообщает пресс-служба музея, «геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева „Мандалы“ (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+