18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Два подхода к теории

№34
Материал из газеты

«Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда» Игоря Чубарова и «Острова Юрия Соболева» Анны Романовой и Галины Метеличенко стали лауреатами «Инновации-2014»

Книгу Игоря Чубарова легко цитировать: «Политическое освобождение человека не является, разумеется, единственным смыслом человеческого существования, но оно является смыслом его исторического социального существования». Это ученое сочинение с терминами, цитатами (прежде всего из Вальтера Беньямина и Валерия Подороги, но и очень многих других), примечаниями и уточнениями сказанного. Но никакой сухой теории, мысли высказываются в Коллективной чувственности напористо, даже страстно, и, вычлененные из текста, смотрятся эффектно. Тому причиной, помимо темперамента автора, сам объект исследования. Теоретики и практики русского авангарда не боялись пафоса и знали, в чем смысл жизни.

Русский авангард, подчеркивает Чубаров, — это социальный, а не художественный проект, и его задача грандиозна — преодоление (ну хотя бы выявление) пронизывающего мир насилия, как социального, так и эстетического. Короткая рецензия неизбежно и неприлично упрощает насыщенный наблюдениями текст, грозя профанировать его до банальности. Но что делать?! Как только начинается критика буржуазной культуры или заходит разговор об ограниченности гения Льва Толстого его происхождением, в голову лезут неуместные воспоминания о советской высшей школе.

Рассуждениями и анализом Чубаров заметно корректирует устоявшиеся в последние десятилетия представления о левом крыле русского авангарда, но делает это в стиле своих героев. Не деликатничает ни с «искусствоведами, охотно рассуждающими об экспрессионизме и супрематизме», ни с западными славистами. И тем и другим «не хватало языка и философского масштаба для адекватного осмысления», например, производственного искусства и уникальности ЛЕФа. Попросту говоря, искусствоведы и слависты искажали авангард, изымая его «из контекста социального революционного эксперимента большевиков».

Молодые люди, увлеченные популярными левыми идеями, возможно, воспримут труд Чубарова легче старших. Может быть, им будет внове читать о массовом театре Николая Евреинова или о теоретике искусства Борисе Арватове, который «предвосхитил ряд идей, приписываемых в западной историографии исключительно В. Беньямину». Их не смутит похвала Андрею Платонову как мастеру «hardcore-эффектов» или длина главы о становлении марксистской эстетики в недрах Государственной академии художественных наук.

Коллективная чувственность получила в этом году Премию Андрея Белого (поэту посвящен в книге первый «экскурс» под названием Трансцендентальная аффектология Андрея Белого), была номинирована на Премию Кандинского и, помимо половины «Инновации», награждена фондом «U-Art: Ты и искусство». Так что левые в тренде, то есть в авангарде.

Книги, подобные Островам Юрия Соболева, прежде «Инновацией» не премировались, хотя жанр большого нарядного издания к выставке, когда портрет художника создается в технике коллажа из различных текстов, востребован и многим нравится. Московский музей современного искусства на издании таких каталогов специализируется. Но на сей раз книга, собранная Анной Романовой и Галиной Метеличенко, была сделана так хорошо, что хотя и не совсем победила в номинации Теория, критика, искусствознание, но потеснила голую ученость. Соболев — больше легенда, чем знаменитость. Его много не выставляют, зато помнят не столько как художника эстетского советского журнала «Знание — сила» или основателя театральной студии, а как экспериментатора, находящегося в постоянном поиске новых идей.

Заходная статья книги начинается с цитаты из Иммануила Канта, но ни в ней, ни в последующих текстах нет никакой специальной терминологии, хотя разговор часто ведется о тонкостях и сложностях в понимании искусства. Тексты эти написаны или художниками — Ильей Кабаковым, Мариной Перчихиной, самим Юрием Соболевым, — или искусствоведами старой школы — Юрием Герчуком или Ириной Базилевой, предпочитающими изъясняться просто. Естественно, что писатель Александр Кабаков и режиссер Андрей Хржановский в своих воспоминаниях особенно не теоретизировали. Однако эта книга — пример настоящего искусствознания.

Во-первых, ее герой Юрий Соболев, график и театральный художник, изобретатель и педагог, — интеллектуал. «Соболев был хранителем энциклопедических знаний, можно сказать, был отцом русской культурологии второй половины ХХ века», — написали Римма и Валерий Герловины. И он не мог не анализировать то, что делал. Поэтому интервью с ним всегда о познании искусства, его законах и сущности. Во-вторых, воспоминания о Соболеве дают представление не только об этом исключительно талантливом художнике, но и воскрешают обстоятельства, при которых вопреки официозу существовало свободное творчество. Ну и рисунки Соболева, тонкие и умные, делают книгу о нем чрезвычайно притягательной. 

Чубаров И. М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

Острова Юрия Соболева: Научно-исследовательское издание / Редакторы-составители А. Романова, Г. Метеличенко. М.: Московский музей современного искусства, 2014.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+