Три вершины русского искусства

На выставке «Собрание вершин» московская галерея VSunio проводит параллель между иконописью, русским авангардом и нонконформизмом

«Собрание вершин». Казимир Малевич, Николай Суетин, Анна Лепорская, Александр Тышлер, Михаил Шварцман, Иван Гаврис, Виктор Уфимцев. С 1 марта по 15 апреля

Courtesy of VSunio Gallery
Courtesy of VSunio Gallery

Арт-галерея VSunio (Москва, бизнес-квартал «Арма», Нижний Сусальный пер., д. 5, стр. 5а) открывает для широкой публики выставку «Собрание вершин», где будет представлено около 40 работ участников объединения УНОВИС, Анны Лепорской, Казимира Малевича, Николая Суетина, Александра Тышлера, Михаила Шварцмана, а также образ Николая Чудотворца XVIII века.

Галерея демонстрирует современному зрителю эволюцию русского искусства в виде троичной конструкции. По мнению кураторов, она имеет  три вершины: древнерусская живопись (примером русской иконописной школы служит на выставке икона XVIII века «Николай Чудотворец»), авангард начала XX столетия и нонконформизм 1950–1980-х годов, который нередко называют «вторым авангардом».

Экспозиция включает в себя живописные работы наиболее ярких представителей русского авангарда 1910–1920-х годов: Казимира Малевича («Голова крестьянина», «Девушка в поле», «Супрематизм», «Композиция с голубыми и красными квадратами»), Николая Суетина («Женская фигура»), Анны Лепорской («Фигура», «Фигуры»), Ивана Гавриса («Кубизм», «Кубистическая композиция с фигурой»), — и около десятка композиций Виктора Уфимцева, выполненных в технике коллажа. Галерея также собрала из различных источников и представляет целую коллекцию деревянных голов — манекенов для шляп, декорированных супрематической живописью и подписанных участниками УНОВИС. «Утвердители нового искусства» (УНОВИС) — авангардное художественное объединение, недолго существовавшее под руководством Казимира Малевича в Витебске, и выставка предоставляет редкий случай получить наглядное доказательство интереса художников 1920-х годов к пространственным формам, который был одним из ключевых направлений деятельности объединения наряду с графикой, картиной и монументальным панно.

Художников «второго авангарда», нонконформистов 1950–1980-х годов, вставших в оппозицию догмам и власти, отличает декларация неограниченной свободы. Как и лидеры «первого авангарда», они снова демонстрировали презрение к быту и фанатичную преданность творчеству. На выставке экспонируются две работы одного из наиболее ярких представителей нонконформизма Михаила Шварцмана: «Лик» 1972 года и «Помыслы» 1976 года. Это две живописные «иературы» — более ранняя фигуративная и исполненная в зрелый период, свободная от земных ассоциаций абстрактная.

Отдельно стоит сказать о полотне «Женский портрет» Александра Тышлера, судьба которого связывает времена и эпохи. Художник работал и в 1920-е, и в 1970-е годы. «Женский портрет» — картина 1961 года. Она относится к зрелому периоду творчества Тышлера, когда его полностью захватили сказочно-театрализованные фантазии.

Подробнее на http://www.vsunio.com/

По материалам пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+