18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ностальгия по некрореализму

В петербургском Музее Новой академии изящных искусств проходит выставка «Снисхождение», посвященная памяти Евгения Юфита. Специально для TANR историк искусства Екатерина Андреева рассказала о кинорежиссере и художнике-нонконформисте, основателе стиля некрореализм

Выставка "Евгений Юфит. Снисхождение". Фото: Александр Федоров
Выставка "Евгений Юфит. Снисхождение". Фото: Александр Федоров
Евгений Юфит. "Весна". 1987
Евгений Юфит. "Санитары-оборотни". 1984
Евгений Юфит. "Санитары-оборотни". 1984
Евгений Юфит. "Лесоруб". 1985
Евгений Юфит. "Папа, умер Дед Мороз". 1991
Евгений Юфит. "Прозрачная роща". 1993
Евгений Юфит. "Папа, умер дед мороз". 1991
Евгений Юфит. Фото: Андрей Безукладников
Книга Ивана Бунина "Освобождение Толстого"
Выставка "Евгений Юфит. Снисхождение".
Фото: Александр Федоров
Выставка "Евгений Юфит. Снисхождение".
Фото: Александр Федоров
Евгений Юфит. "Весна". 1987
Евгений Юфит. "Санитары-оборотни". 1984
Евгений Юфит. "Санитары-оборотни". 1984
Евгений Юфит. "Лесоруб". 1985
Евгений Юфит. "Папа, умер Дед Мороз". 1991
Евгений Юфит. "Прозрачная роща". 1993
Евгений Юфит. "Папа, умер дед мороз". 1991
Евгений Юфит.
Фото: Андрей Безукладников
Книга Ивана Бунина "Освобождение Толстого"
Справка

Екатерина Андреева — историк искусства, куратор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея, автор книг об искусстве второй половины ХХ — начала XXI века

Еще…

«Была черная мартовская ночь, дул весенний ветер, раздувая огни фонарей. Мы бежали наискось по снежному Девичьему Полю, он прыгал через канавы, так что я едва поспевал за ним, и опять говорил — отрывисто, строго, резко:

— Смерти нету, смерти нету!»

Екатерина Андреева. Фото: Константин Имшенецкий
Екатерина Андреева.
Фото: Константин Имшенецкий

Нету потому, что «он» убеждал себя, будто «жизнь есть смерть». Я не некрофильм пересказываю, а воспоминания Бунина о Льве Толстом (книга Ивана Бунина «Освобождение Толстого» впервые издана в 1937 году). Догнать реальность в эту ночь они могли бы, произнеся заклинание наоборот: смерть есть жизнь. «Наши трупы покидают / разжиревшие жуки / после смерти наступает / жизнь что надо, мужики», — как говорится в бессмертном творении Олега Котельникова и Евгения Юфита «Жировоск».

Толстой готов был чувствовать себя если не жуком, то комаром, летающим среди листьев — зеленых островов. А Жене, который, как Толстой охоту, страстно любил ходить за грибами, в гроб положили грибочки с дерева поодаль, похожие на бледные от холода желтые опята, и валдайский колокольчик, в «Деревянной комнате» (фильм Евгения Юфита 1995 года. — TANR) сигналивший откуда-то из-под земли. Экстатически обнимались над гробом, долго не отпуская отца некрореализма, пока анилиновые цветы на могилах не начали светиться в сумраке, и наползающая граница между жизнью и смертью не выгнала нас с вечереющего Смоленского кладбища.

Юфа мог бы сыграть Толстого в немом черно-белом фильме благодаря сходству повадки, которую Бунин обозначил как «зоологический жест». Илья Львович Толстой рассказывал Бунину: «А наша походка? Ты прав, когда говоришь, что в отце было немножко гориллы. …Я, совсем как отец, хожу быстро, почти бегаю и точно на пружинах». Есть чувство связи: зоологический диогеновский абсурдизм Юфита лечит раны Толстого. Например, язву от балета. На выставке «Евгений Юфит. Снисхождение», открытой художником и поэтом Олегом Котельниковым в Новой академии, крутится видеозапись «урока» в балетном классе для некрореалистов. В сторонке от девочек-лебедей, которые жмутся под крыло тетеньки-педагога, некрореалисты в гимнастерках, трениках и кальсонах, в гриме зомби старательно повторяют движения классической разминки, вызывая волны самого счастливого смеха. Толстой тоже мечтал о панковской воле.

«Поздоровавшись с графиней и со всеми прочими, он обратился к профессору Усову:

— Я вот все хотел спросить вас, Сергей Алексеевич, правда ли, что если укусит бешеная собака, то человек наверное умрет через шесть недель?

Усов ответил:

— Бывает, что умирают через шесть недель, бывает, что через несколько месяцев и через год, а говорят, и через много лет. Но можно и совсем не умереть. Далеко не все укушенные умирают.

— Ах, как это жалко, — с упрямым оживлением сказал Толстой. — Мне ужасно нравилась мысль, что умирают, это удивительно хорошо. Укусит собака, и знаешь наверное, что через шесть недель непременно умрешь, и руби всем правду в глаза, делай, что хочешь…»

Между концом жизни Толстого и началом творчества Юфита протянулись 70 лет, когда люди делали друг с другом и с землей такое «что хочешь», что последствия этого еще не до конца понятны (хотя нельзя сказать, что раньше вели себя по-другому, просто технические средства прогрессируют, возможности эксперимента растут), и вот Юфит придумал, как с этим реально быть: «Смерть в некрореализме не натуралистична, в ней нет ничего отвратительного. Нет ни выстрелов, ни убийств, ни крови. Это гротеск, пародия, черный юмор. Циничное отношение к своей жизни вообще присуще русскому менталитету. По натуре я достаточно веселый человек».

«Прямохождение» — невеселый последний фильм Юфита 2005 года. Действие происходит якобы в окрестностях Сухуми, где проводили опыты по скрещиванию человека с обезьяной для повышения выносливости первого и КПД последней. Бывшие «санитары-оборотни» («Санитары-оборотни» — первый фильм Евгения Юфита, снятый на 16-миллиметровую пленку в 1984 году. — TANR) сыграли уходящую натуру — прячущихся в лесополосе, непонятно, как выживших, мутантов из программы создания нового советского человека. Жалких до дрожи, их укрывал ослепительно красивый мир.

В Сухуми сослали из Ленинграда художника-абстракциониста 1970-х шимпанзе Тарасика. Там следы его затерялись, но остались картины, фильм «Обезьяний остров» и портреты работы скульптора Бориса Воробьева. Если б Юфит не увлекся постсоветским мокьюментари, он мог бы снять фильм о Тарасике — о языке искусства как языке мира. Только киноглаз Юфита, его гениально интуитивное осязание фотографа и живописца могли уловить эту фактуру, и, думая о судьбе Тарасика, я словно смотрю неотснятый фильм Жени.

Еще в начале 1990-х он стал видеть и снимать по-другому. В объектив вошла природа, словно ее видит наш мозг, но в теле комара, летящего между листьев-островов. Мир, в котором тело стало травой, лопухами и продолжает чувствовать, где последний крик облачком сливается с энергией космоса. Закаты, ветры, края земли, где пустота от человека в каждом сантиметре черно-белого зерна вибрирует мировой душой. Туда, прочь от кипучего зла родни, адептов и общества стремился Толстой. Здесь провел последние десять лет жизни Юфит, петергофский чудотворец-грибник, тем меньше творивший чудес на людях, чем гуще закипала в котле с некрозаваркой параллельная ему публичная жизнь.

Музей Новой академии изящных искусств арт-центра «Пушкинская, 10»
«Евгений Юфит. Снисхождение»
До 10 марта

Материалы по теме:
Умер Евгений Юфит
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+