Умер Евгений Юфит

Основатель некрореализма и один из первых режиссеров «параллельного кино», скончался минувшим вечером в Петергофе на 56-м году жизни

Евгений Юфит. Фото: архив художника
Евгений Юфит.
Фото: архив художника

Отец-основатель и самый известный представитель, пожалуй, самого странного и ни на что не похожего направления советского и постсоветского андерграунда, Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. В начале 80-х годов прошлого столетия, будучи активным участником ленинградского андерграунда и подпольщиком по призванию, он стоял у истоков некрореализма — странного симбиоза кино, пластических искусств и неизбывного, весьма трепетного страха перед небытием. Точнее, так: смерть для некрореалиста не страшна — куда ужаснее затянувшийся период перехода и разложения, многими принимаемого за жизнь.

Художественный принцип некрореализма, ставшего одним из важнейших явлений советского и постсоветского нонконформизма, противопоставленный в самом названии соцреализму, концентрировал внимание на неразрывно сосуществующих реальности, жизни, бытии и некрореальности — лишенного жизни воспроизведения движений и процессов.

Сам художник в комментарии BBC по случаю открытия своей выставки в лондонской галерее Orel Art прямо называл некрореализм столкновением смерти и жизни. «То, что мы делаем, существует где-то посередине. Это территория сомнения, ассоциативной неопределенности, это искусство, которое отсылает к глубинным эмоциям. В эти фильмы нужно войти, попасть в их ритм, и тогда они затягивают», — говорил он.

«Параллельное кино», главнейшей составляющей которого и стал некрореализм, работало на стыке сюрреализма, драмы абсурда, соц-артистской пародии и того, что в перестроечные годы называлось «чернухой». Именно тогда к группе ленинградских панков присоединились лидер «Автоматических удовлетворителей» Андрей Панов. Позднее к некрореалистам примкнули Андрей Мертвый (Курмаярцев), Евгений Дебил. В середине 1980-х на созданной Юфитом киностудии «Мжалалафильм» они сняли короткометражные фильмы «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Весна».

В конце 1980-х Юфит учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». После этого он снимал уже полнометражные картины, самой известной из которых стала лента «Папа, умер Дед Мороз». Снятая почти официально, она даже имела минимальный клубный прокат, впрочем оставляя зрителей в полном недоумении: слишком уж странной и непривычной была некроэстетика ленинградских подпольщиков.

Евгений Юфит. "Прозрачная роща" ("Композиция № 2"). 1992. Ч/б фото, тонирование. Собрание Государственного Русского музея
Евгений Юфит. "Прозрачная роща" ("Композиция № 2"). 1992. Ч/б фото, тонирование. Собрание Государственного Русского музея

Впрочем, перестроечные времена с их растерянностью (одна эпоха со своей тщательно выстроенной эстетикой закончилась, другая, напоминающая сад тропок, расходящихся в разные стороны, еще не началась) и уникальным «правом на эксперимент» подняли на гребень волны многих мастеров параллельной культуры. Тогда казалось, что происходит вполне естественная смена культурных элит и ленинградские панки способны занять в новой иерархии достойное место.

Этого не произошло: слишком уж радикальным и необычным оказалось искусство Юфита и его единомышленников, искавших формы и визуальные образы не только пограничных, но и запредельных состояний. Конечно, на миру и смерть красна, однако, чем дальше в лес, тем все более очевидным становилось, что некрореализм вообще и Евгений Юфит с его страшилками в частности — не только про смерть. Некрореализм, скорее, выходил про страх чудовищной и практически невозможной жизни.

Впрочем, внутренний тремор никак не отражался на внешнем, карьерном благополучии странного, себе на уме, человека. Фильмы режиссера Евгения Юфита постоянно участвовали в кинофестивалях в Локарно, Монреале, Роттердаме, Торонто. Его ретроспективы могли украсить любой фестиваль или музейный блокбастер, где мгновенно опознавались как сугубо юфитовские. Радикальность идейно-философского посыла некрореализма нашла в его работах законченное пластическое выражение — убедительное, символически насыщенное, эмблематическое, как в знаменитых кадрах самого известного его фильма про Деда Мороза, на которых ожившие мертвяки идут по зимнему полю среди деревьев.

Живопись и графика Юфита-художника, показанные на крупных выставках по всему миру, и сейчас представлены в нью-йоркском Музее современного искусства, Государственном Русском музее и Московском музее современного искусства.

Последние годы, после больших и важных ретроспектив (особенно много шума наделала московская выставка в Ермолаевском переулке), Евгений Юфит существовал в статусе живого классика. Вчера главный некрореалист умер, так и не дождавшись Деда Мороза.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+