18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Евгений Юфит

Основатель некрореализма и один из первых режиссеров «параллельного кино», скончался минувшим вечером в Петергофе на 56-м году жизни

Отец-основатель и самый известный представитель, пожалуй, самого странного и ни на что не похожего направления советского и постсоветского андерграунда, Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. В начале 80-х годов прошлого столетия, будучи активным участником ленинградского андерграунда и подпольщиком по призванию, он стоял у истоков некрореализма — странного симбиоза кино, пластических искусств и неизбывного, весьма трепетного страха перед небытием. Точнее, так: смерть для некрореалиста не страшна — куда ужаснее затянувшийся период перехода и разложения, многими принимаемого за жизнь.

Художественный принцип некрореализма, ставшего одним из важнейших явлений советского и постсоветского нонконформизма, противопоставленный в самом названии соцреализму, концентрировал внимание на неразрывно сосуществующих реальности, жизни, бытии и некрореальности — лишенного жизни воспроизведения движений и процессов.

Сам художник в комментарии BBC по случаю открытия своей выставки в лондонской галерее Orel Art прямо называл некрореализм столкновением смерти и жизни. «То, что мы делаем, существует где-то посередине. Это территория сомнения, ассоциативной неопределенности, это искусство, которое отсылает к глубинным эмоциям. В эти фильмы нужно войти, попасть в их ритм, и тогда они затягивают», — говорил он.

«Параллельное кино», главнейшей составляющей которого и стал некрореализм, работало на стыке сюрреализма, драмы абсурда, соц-артистской пародии и того, что в перестроечные годы называлось «чернухой». Именно тогда к группе ленинградских панков присоединились лидер «Автоматических удовлетворителей» Андрей Панов. Позднее к некрореалистам примкнули Андрей Мертвый (Курмаярцев), Евгений Дебил. В середине 1980-х на созданной Юфитом киностудии «Мжалалафильм» они сняли короткометражные фильмы «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Весна».

В конце 1980-х Юфит учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». После этого он снимал уже полнометражные картины, самой известной из которых стала лента «Папа, умер Дед Мороз». Снятая почти официально, она даже имела минимальный клубный прокат, впрочем оставляя зрителей в полном недоумении: слишком уж странной и непривычной была некроэстетика ленинградских подпольщиков.

Впрочем, перестроечные времена с их растерянностью (одна эпоха со своей тщательно выстроенной эстетикой закончилась, другая, напоминающая сад тропок, расходящихся в разные стороны, еще не началась) и уникальным «правом на эксперимент» подняли на гребень волны многих мастеров параллельной культуры. Тогда казалось, что происходит вполне естественная смена культурных элит и ленинградские панки способны занять в новой иерархии достойное место.

Этого не произошло: слишком уж радикальным и необычным оказалось искусство Юфита и его единомышленников, искавших формы и визуальные образы не только пограничных, но и запредельных состояний. Конечно, на миру и смерть красна, однако, чем дальше в лес, тем все более очевидным становилось, что некрореализм вообще и Евгений Юфит с его страшилками в частности — не только про смерть. Некрореализм, скорее, выходил про страх чудовищной и практически невозможной жизни.

Впрочем, внутренний тремор никак не отражался на внешнем, карьерном благополучии странного, себе на уме, человека. Фильмы режиссера Евгения Юфита постоянно участвовали в кинофестивалях в Локарно, Монреале, Роттердаме, Торонто. Его ретроспективы могли украсить любой фестиваль или музейный блокбастер, где мгновенно опознавались как сугубо юфитовские. Радикальность идейно-философского посыла некрореализма нашла в его работах законченное пластическое выражение — убедительное, символически насыщенное, эмблематическое, как в знаменитых кадрах самого известного его фильма про Деда Мороза, на которых ожившие мертвяки идут по зимнему полю среди деревьев.

Живопись и графика Юфита-художника, показанные на крупных выставках по всему миру, и сейчас представлены в нью-йоркском Музее современного искусства, Государственном Русском музее и Московском музее современного искусства.

Последние годы, после больших и важных ретроспектив (особенно много шума наделала московская выставка в Ермолаевском переулке), Евгений Юфит существовал в статусе живого классика. Вчера главный некрореалист умер, так и не дождавшись Деда Мороза.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+