18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Издатели нашего времени

№50
Материал из газеты

Какие издательства выпускают книги по истории и теории искусства

The Art Newspaper Russia публикует на своих страницах рецензии на книги, выпущенные издательствами самых разных типов. Одни из них — общепризнанные гиганты индустрии, другие — небольшие, практически домашние редакции, третьи — аффилированы с ведущими музеями. Юбилейный номер — хороший повод составить приблизительную типологию издательств, работающих с темами культуры и искусства, чья деятельность, так или иначе, отражалась в нашей газете.


«Арка»

Партнер Эрмитажа, «Арка» выпускает в основном массовые издания, что не исключает специальных проектов (последний в их ряду — «Феноменология архитектуры Петербурга» Александра Степанова). Среди книг «Арки» — «Мой Эрмитаж» Михаила Пиотровского, монография Аркадия Ипполитова о Пиранези. «Арка» сотрудничает и с Издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге, где вышла, например, монография Андрея Шабанова «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением». Вместе с тремя альбомами Василия Успенского, Андрея Россомахина и Дениса Хрусталева, выпущенными к выставке классической английской карикатуры, это исследование вышло в финал премии нашей газеты.


Ad Marginem Press

Самое продвинутое наше издательство, начинавшее в 1990-х с актуальной (в основном постструктуралистской) философии, а позже приступившее к изданию радикальной прозы, ныне плодотворно сотрудничает с Музеем современного искусства «Гараж», что влияет на его текущий, сугубо культурологический ассортимент. Два года назад Александру Иванову и Михаилу Котомину, руководящим Ad Marginem Press, присудили премию нашей газеты. Тогда в конкурсе участвовали «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, «Фотография и ее предназначения» Джона Бёрджера, «Против интерпретации и другие эссе» и дневники Сьюзен Сонтаг — теперь же репертуар издательства только расширился. Здесь следует упомянуть биографическую серию Minima, а также выпуск важных искусствоведческих текстов.


«Барбарис»

Домашнее издательство Ирины Тархановой занимается выпуском штучных художественно-архивных проектов (рисованные дневники Валерия Сировского, гостевые тетради Михаила и Ирины Гробман, воспоминания Алисы Порет), а также участвует в подготовке альбомов и каталогов к большим выставкам главных московских музеев, среди которых Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царицыно», некоторые другие. И делает все это четко, точно и крайне изысканно в неповторимом авторском исполнении.


Издательство Ивана Лимбаха

Редакция Ирины Кравцовой, специализирующаяся на интеллектуальной литературе самого высокого качества, помимо прочего, постоянно выпускает сборники арт-эссеистики («Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте» Ольги Седаковой, «Варвар в саду», «Натюрморт с удилами», «Лабиринт у моря» Херберта Збигнева), а также беллетризованные жизнеописания художников («Последнее странствие Сутина» Ральфа Дутли), занимательный научпоп о Венеции Вивальди и судьбах знаменитых оперных кастратов.


«БуксМАрт»

Традиционное, с разно­образным ассортиментом, это издательство — одно из немногих, кто решается издавать головоломные и наукоемкие монографии, сборники по итогам научных конференций, посвященных классическому и современному изобразительному искусству, архитектуре, дизайну, истории, москвоведению. Многие из них выпущены совместно с Институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ, как, например, этапное «Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы», уже само ставшее историей.


«Белый город»

Иногда в издательстве, работающем с 1996 года, отвлекаются от серийно оформленных альбомов не самого высокого качества (зато максимально доступных) и публикуют важные, отлично иллюстрированные, практически идеальные монографии Елены Федотовой о странных периодах в истории искусства. Например, о венецианской живописи эпохи заката или об ампирных страстях времен Второй империи. Также «Белый город» выпускает литературу по москвоведению и подарочные издания.


«Новое литературное обозрение»

Чаще всего на рецензионные страницы попадают книги, выпущенные этим фундаментальным издательством в серии «Очерки визуальности», которую более десятилетия ведет Галина Ельшевская (в прошлом году она получила премию нашей газеты). «Очерки визуальности» сочетают отечественные и переводные монографии, эссе и актуальную критику, показывая разные жанровые и эстетические подходы к описанию искусства. Но помимо этой серии, в НЛО выходят отдельные исследовательские и художественные сборники о современных художниках (Михаил Гробман, Гриша Брускин и др.).


Maier

Основанное шесть лет назад, это небольшое, но симпатичное издательство специализируется на каталогах художников (в том числе каталогах-резоне, как, например, полный каталог живописи и графики Александра Тихомирова) и выставок (упомянем сотрудничество Maier с Московским музеем современного искусства). Так, в прошлом году вышли альбомы, посвященные творчеству Михаила Шварцмана, Виты Буйвид и арт-группы ТОТАРТ. Еще одно направление — монументальные иллюстрированные издания («Правда как свет» — двухтомник воспоминаний Евфросинии Керсновской, оформленный в эстетике Серебряного века). Команда Maier и его директор Нелли Подгорская большое внимание уделяют грамотному оформлению и качественному полиграфическому исполнению Ее Величества Книги.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+