Идея выставки Наверху у куратора Евгении Кикодзе возникла неслучайно: достаточно много произведений современного искусства монтируются на потолке и на них нужно смотреть снизу вверх. 30 художникам было предложено поразмышлять на тему о «высоком», причем, помимо самого монтажа на потолке, тема должна была быть о чем-то высокодуховном. Некие объекты поклонения, на что они, художники, смотрят снизу вверх. Например, Сергей Братков воспевает в своем видео деньги. Безусловно, на день ги мы смотрим снизу вверх, они источник счастья, здоровья и многого другого. Дмитрий Булныгин рассматривает снятый снизу… балет. Видео демонстрирует танец балерин, снятый таким образом, что у зрителя возникают не-ожиданные ассоциации с синхронным плаванием. Это оммаж дадаизму и фильмам Рене Клера. Петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай представляет кукольный театр. А группа «Обледенение архитекторов» показывает видео, возрождающее мозаику. Работы Александра Дейнеки на потолке станции «Маяковская» Московского метрополитена заиграли путем оживления смальты: анимированное небо, пролетающие самолеты. Вообще, художники избрали непростые темы. Но не все так мрачно на выставке. Недавно женившийся молдавский художник Павел Брайла придумал свои созвездия, чтобы рассказать про традиции бракосочетания (созвездие Подвязки невесты, созвездие Фата).
Так как большинство видеоинсталляций проецируется на потолок, организаторы подготовили спортивные маты. Но, по задумке, зрители все же должны не столько лежать, сколько ходить задрав голову. В очередной раз отличилась и арт-группа «ЕлиКука»: их работу можно считывать, прыгая на батуте и рассматривая ее фрагментарно, насколько хватит сил задержаться в прыжке. — Алёна Лапина
Музей Москвы/Провиантские склады
Наверху
Москва
До 1 апреля