Николай Полисский: «Чувство неповторимости того, что ты созерцаешь, — так, в моем понимании, работает искусство»

Основоположник отечественного ленд-арта рассказал о том, зачем в Никола-Ленивце возведена огромная башня, которая сгорит в честь искусства за один вечер

Двадцатиметровый арт-объект, башня высотой с пятиэтажный дом, построена артелью Никола-Ленивецких промыслов по проекту художника Николая Полисского. Башня установлена на территории парка Никола-Ленивец в Калужской области, где ежегодно проходит фестиваль ленд-арта «Архстояние». Материалы для башни специально использованы бросовые (верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах), так что природа не пострадала. Во время горения Масленицы гитарист Павел Додонов исполнит музыкальную импровизацию на тему происходящего.

Николай Полисский, художник, основатель фестиваля «Архстояние» и мэтр отечественного ленд-арта, рассказал TANR о своей концепции:

«Наконец-то выдалась возможность сжечь хорошую Масленицу. Дело в том, что в этом году она ранняя, в феврале, а значит, дороги еще будут ровно усыпаны снегом и в парке можно будет спокойно гулять по снежным тропам.

Николай Полисский. Фото: Станислав Вазовски
Николай Полисский.
Фото: Станислав Вазовски

Масленица — традиционно любимое гулянье, и люди спрашивают, когда мы что-нибудь сожжем. Я думаю, они ищут в этом празднике свободы и народного духа. В этом году мы строим новый объект для сожжения. Специально конструируем форму так, чтобы Масленица долго и выразительно горела. Строим уже третий месяц, а сгорит за один вечер. Как будет гореть, узнаем только тогда, когда это произойдет. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь. Так, в моем понимании, работает искусство.

Я очень хотел бы, чтобы те, кто следит за нашей жизнью, приезжает в Никола-Ленивец, не пропустили эту Масленицу. Я думаю, зрелище во время горения будет соответствовать тому образу Никола-Ленивца, который возник здесь в самом начале. И мне как художнику очень важно, чтобы эти черты бережно сохранялись и даже проявлялись все четче и четче.

Местное искусство — это главным образом способ экспонирования. Произведения должны быть специально созданы для той природы, в окружении которой они стоят. Это искусство еще не создало непререкаемых классических принципов, и в нем возможно многое, если не почти все. А я уже предлагаю думать еще дальше. Не просто выставлять свою идею, а внедрять произведение и в среду, и в окружающую жизнь.

Масленица пришла. Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец
Масленица пришла.
Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец

Я вижу здесь колоссальные возможности нового в искусстве. Оно вслед за медиа устремилось в политику, общественные отношения, но, как я обнаружил, для него есть еще больше места в повседневном. Ежедневная жизнь в отдельно взятой русской деревне, можно сказать, выстроилась вокруг искусства. То, как это сложилось, для меня предмет особо любимых наблюдений. Здесь, в Никола-Ленивце, искусство является „градообразующим предприятием“. Я не могу найти этому ни примеров, ни объяснений. Все произошло спонтанно, и никто не мог представить себе, что получится именно так.

Как эфемерное искусство вдруг проникло в жизнь и закрутило ее вокруг себя? К художнику, который пытается втянуть окружающих в свое дело, всегда относились с юмором, если не с призрением. Мол, это забава, веселье. Но в ходе нашего эксперимента пробита стена непонимания — самые разные люди относятся к современному искусству как к важному делу и принимают в нем посильное участие. Сначала это были местные деревенские мужики, которые получили работу или возможность приработка. В какой-то момент в искусство поверила местная власть и пытается чем-нибудь помогать. А теперь в ценность искусства здесь уже верят и новые землевладельцы, бизнесмены, для которых все это должно было бы быть пустяком, не заслуживающим внимания. Процесс выявления Никола-Ленивца, зафиксированный в риторическом вопросе фестиваля этого года „как жить?“, для меня начинается с каким-то чувством обновления и новой жизни. Так должна начинаться весна, которую мы очень ждем».

25 февраля, подробности и билеты на сайте.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+