Николай Полисский: «Чувство неповторимости того, что ты созерцаешь, — так, в моем понимании, работает искусство»

Основоположник отечественного ленд-арта рассказал о том, зачем в Никола-Ленивце возведена огромная башня, которая сгорит в честь искусства за один вечер

Двадцатиметровый арт-объект, башня высотой с пятиэтажный дом, построена артелью Никола-Ленивецких промыслов по проекту художника Николая Полисского. Башня установлена на территории парка Никола-Ленивец в Калужской области, где ежегодно проходит фестиваль ленд-арта «Архстояние». Материалы для башни специально использованы бросовые (верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах), так что природа не пострадала. Во время горения Масленицы гитарист Павел Додонов исполнит музыкальную импровизацию на тему происходящего.

Николай Полисский, художник, основатель фестиваля «Архстояние» и мэтр отечественного ленд-арта, рассказал TANR о своей концепции:

«Наконец-то выдалась возможность сжечь хорошую Масленицу. Дело в том, что в этом году она ранняя, в феврале, а значит, дороги еще будут ровно усыпаны снегом и в парке можно будет спокойно гулять по снежным тропам.

Николай Полисский. Фото: Станислав Вазовски
Николай Полисский.
Фото: Станислав Вазовски

Масленица — традиционно любимое гулянье, и люди спрашивают, когда мы что-нибудь сожжем. Я думаю, они ищут в этом празднике свободы и народного духа. В этом году мы строим новый объект для сожжения. Специально конструируем форму так, чтобы Масленица долго и выразительно горела. Строим уже третий месяц, а сгорит за один вечер. Как будет гореть, узнаем только тогда, когда это произойдет. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь. Так, в моем понимании, работает искусство.

Я очень хотел бы, чтобы те, кто следит за нашей жизнью, приезжает в Никола-Ленивец, не пропустили эту Масленицу. Я думаю, зрелище во время горения будет соответствовать тому образу Никола-Ленивца, который возник здесь в самом начале. И мне как художнику очень важно, чтобы эти черты бережно сохранялись и даже проявлялись все четче и четче.

Местное искусство — это главным образом способ экспонирования. Произведения должны быть специально созданы для той природы, в окружении которой они стоят. Это искусство еще не создало непререкаемых классических принципов, и в нем возможно многое, если не почти все. А я уже предлагаю думать еще дальше. Не просто выставлять свою идею, а внедрять произведение и в среду, и в окружающую жизнь.

Масленица пришла. Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец
Масленица пришла.
Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец

Я вижу здесь колоссальные возможности нового в искусстве. Оно вслед за медиа устремилось в политику, общественные отношения, но, как я обнаружил, для него есть еще больше места в повседневном. Ежедневная жизнь в отдельно взятой русской деревне, можно сказать, выстроилась вокруг искусства. То, как это сложилось, для меня предмет особо любимых наблюдений. Здесь, в Никола-Ленивце, искусство является „градообразующим предприятием“. Я не могу найти этому ни примеров, ни объяснений. Все произошло спонтанно, и никто не мог представить себе, что получится именно так.

Как эфемерное искусство вдруг проникло в жизнь и закрутило ее вокруг себя? К художнику, который пытается втянуть окружающих в свое дело, всегда относились с юмором, если не с призрением. Мол, это забава, веселье. Но в ходе нашего эксперимента пробита стена непонимания — самые разные люди относятся к современному искусству как к важному делу и принимают в нем посильное участие. Сначала это были местные деревенские мужики, которые получили работу или возможность приработка. В какой-то момент в искусство поверила местная власть и пытается чем-нибудь помогать. А теперь в ценность искусства здесь уже верят и новые землевладельцы, бизнесмены, для которых все это должно было бы быть пустяком, не заслуживающим внимания. Процесс выявления Никола-Ленивца, зафиксированный в риторическом вопросе фестиваля этого года „как жить?“, для меня начинается с каким-то чувством обновления и новой жизни. Так должна начинаться весна, которую мы очень ждем».

25 февраля, подробности и билеты на сайте.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+