18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Николай Полисский: «Чувство неповторимости того, что ты созерцаешь, — так, в моем понимании, работает искусство»

Основоположник отечественного ленд-арта рассказал о том, зачем в Никола-Ленивце возведена огромная башня, которая сгорит в честь искусства за один вечер

Двадцатиметровый арт-объект, башня высотой с пятиэтажный дом, построена артелью Никола-Ленивецких промыслов по проекту художника Николая Полисского. Башня установлена на территории парка Никола-Ленивец в Калужской области, где ежегодно проходит фестиваль ленд-арта «Архстояние». Материалы для башни специально использованы бросовые (верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах), так что природа не пострадала. Во время горения Масленицы гитарист Павел Додонов исполнит музыкальную импровизацию на тему происходящего.

Николай Полисский, художник, основатель фестиваля «Архстояние» и мэтр отечественного ленд-арта, рассказал TANR о своей концепции:

«Наконец-то выдалась возможность сжечь хорошую Масленицу. Дело в том, что в этом году она ранняя, в феврале, а значит, дороги еще будут ровно усыпаны снегом и в парке можно будет спокойно гулять по снежным тропам.

Масленица — традиционно любимое гулянье, и люди спрашивают, когда мы что-нибудь сожжем. Я думаю, они ищут в этом празднике свободы и народного духа. В этом году мы строим новый объект для сожжения. Специально конструируем форму так, чтобы Масленица долго и выразительно горела. Строим уже третий месяц, а сгорит за один вечер. Как будет гореть, узнаем только тогда, когда это произойдет. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь. Так, в моем понимании, работает искусство.

Я очень хотел бы, чтобы те, кто следит за нашей жизнью, приезжает в Никола-Ленивец, не пропустили эту Масленицу. Я думаю, зрелище во время горения будет соответствовать тому образу Никола-Ленивца, который возник здесь в самом начале. И мне как художнику очень важно, чтобы эти черты бережно сохранялись и даже проявлялись все четче и четче.

Местное искусство — это главным образом способ экспонирования. Произведения должны быть специально созданы для той природы, в окружении которой они стоят. Это искусство еще не создало непререкаемых классических принципов, и в нем возможно многое, если не почти все. А я уже предлагаю думать еще дальше. Не просто выставлять свою идею, а внедрять произведение и в среду, и в окружающую жизнь.

Я вижу здесь колоссальные возможности нового в искусстве. Оно вслед за медиа устремилось в политику, общественные отношения, но, как я обнаружил, для него есть еще больше места в повседневном. Ежедневная жизнь в отдельно взятой русской деревне, можно сказать, выстроилась вокруг искусства. То, как это сложилось, для меня предмет особо любимых наблюдений. Здесь, в Никола-Ленивце, искусство является „градообразующим предприятием“. Я не могу найти этому ни примеров, ни объяснений. Все произошло спонтанно, и никто не мог представить себе, что получится именно так.

Как эфемерное искусство вдруг проникло в жизнь и закрутило ее вокруг себя? К художнику, который пытается втянуть окружающих в свое дело, всегда относились с юмором, если не с призрением. Мол, это забава, веселье. Но в ходе нашего эксперимента пробита стена непонимания — самые разные люди относятся к современному искусству как к важному делу и принимают в нем посильное участие. Сначала это были местные деревенские мужики, которые получили работу или возможность приработка. В какой-то момент в искусство поверила местная власть и пытается чем-нибудь помогать. А теперь в ценность искусства здесь уже верят и новые землевладельцы, бизнесмены, для которых все это должно было бы быть пустяком, не заслуживающим внимания. Процесс выявления Никола-Ленивца, зафиксированный в риторическом вопросе фестиваля этого года „как жить?“, для меня начинается с каким-то чувством обновления и новой жизни. Так должна начинаться весна, которую мы очень ждем».

25 февраля, подробности и билеты на сайте.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+