Николай Полисский: «Чувство неповторимости того, что ты созерцаешь, — так, в моем понимании, работает искусство»

Основоположник отечественного ленд-арта рассказал о том, зачем в Никола-Ленивце возведена огромная башня, которая сгорит в честь искусства за один вечер

Двадцатиметровый арт-объект, башня высотой с пятиэтажный дом, построена артелью Никола-Ленивецких промыслов по проекту художника Николая Полисского. Башня установлена на территории парка Никола-Ленивец в Калужской области, где ежегодно проходит фестиваль ленд-арта «Архстояние». Материалы для башни специально использованы бросовые (верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах), так что природа не пострадала. Во время горения Масленицы гитарист Павел Додонов исполнит музыкальную импровизацию на тему происходящего.

Николай Полисский, художник, основатель фестиваля «Архстояние» и мэтр отечественного ленд-арта, рассказал TANR о своей концепции:

«Наконец-то выдалась возможность сжечь хорошую Масленицу. Дело в том, что в этом году она ранняя, в феврале, а значит, дороги еще будут ровно усыпаны снегом и в парке можно будет спокойно гулять по снежным тропам.

Николай Полисский. Фото: Станислав Вазовски
Николай Полисский.
Фото: Станислав Вазовски

Масленица — традиционно любимое гулянье, и люди спрашивают, когда мы что-нибудь сожжем. Я думаю, они ищут в этом празднике свободы и народного духа. В этом году мы строим новый объект для сожжения. Специально конструируем форму так, чтобы Масленица долго и выразительно горела. Строим уже третий месяц, а сгорит за один вечер. Как будет гореть, узнаем только тогда, когда это произойдет. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь. Так, в моем понимании, работает искусство.

Я очень хотел бы, чтобы те, кто следит за нашей жизнью, приезжает в Никола-Ленивец, не пропустили эту Масленицу. Я думаю, зрелище во время горения будет соответствовать тому образу Никола-Ленивца, который возник здесь в самом начале. И мне как художнику очень важно, чтобы эти черты бережно сохранялись и даже проявлялись все четче и четче.

Местное искусство — это главным образом способ экспонирования. Произведения должны быть специально созданы для той природы, в окружении которой они стоят. Это искусство еще не создало непререкаемых классических принципов, и в нем возможно многое, если не почти все. А я уже предлагаю думать еще дальше. Не просто выставлять свою идею, а внедрять произведение и в среду, и в окружающую жизнь.

Масленица пришла. Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец
Масленица пришла.
Фото: ФЕРМА/Никола-Ленивец

Я вижу здесь колоссальные возможности нового в искусстве. Оно вслед за медиа устремилось в политику, общественные отношения, но, как я обнаружил, для него есть еще больше места в повседневном. Ежедневная жизнь в отдельно взятой русской деревне, можно сказать, выстроилась вокруг искусства. То, как это сложилось, для меня предмет особо любимых наблюдений. Здесь, в Никола-Ленивце, искусство является „градообразующим предприятием“. Я не могу найти этому ни примеров, ни объяснений. Все произошло спонтанно, и никто не мог представить себе, что получится именно так.

Как эфемерное искусство вдруг проникло в жизнь и закрутило ее вокруг себя? К художнику, который пытается втянуть окружающих в свое дело, всегда относились с юмором, если не с призрением. Мол, это забава, веселье. Но в ходе нашего эксперимента пробита стена непонимания — самые разные люди относятся к современному искусству как к важному делу и принимают в нем посильное участие. Сначала это были местные деревенские мужики, которые получили работу или возможность приработка. В какой-то момент в искусство поверила местная власть и пытается чем-нибудь помогать. А теперь в ценность искусства здесь уже верят и новые землевладельцы, бизнесмены, для которых все это должно было бы быть пустяком, не заслуживающим внимания. Процесс выявления Никола-Ленивца, зафиксированный в риторическом вопросе фестиваля этого года „как жить?“, для меня начинается с каким-то чувством обновления и новой жизни. Так должна начинаться весна, которую мы очень ждем».

25 февраля, подробности и билеты на сайте.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+