18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что случилось в мире искусства 20 февраля

Мумии в ГМИИ им. Пушкина, найденные в Хорватии картины Рериха, грандиозная ретроспектива Абрамович и победители премии в области интернет-искусства — в нашем вечернем обзоре

Долгожданная выставка саунд-арта «Геометрия настоящего» открылась в московской ГЭС-2. Пятнадцать международных саунд-арт-художников, среди которых Джеймс Ричардс, Кодзо Инада, Яна Виндерин, Тео Берт, представили созданные специально для цехов и залов бывшей электростанции звуковые инсталляции. С 22 февраля на ГЭС начнутся концерты, программу откроет выступление ветерана московского андерграунда Алексея Тегина совместно с лидером группы Sunn O))) Стивеном О’Мейли. В середине недели на площадке стартует программа дискуссий и воркшопов, посвященных саунд-арту, а также перформансов, переосмысляющих архитектурное пространство сооружения. О том, как шел ремонт станции, кто выбирал художников и как формировалась программа, читайте в нашем специальном репортаже.


Десять исчезнувших картин Николая Рериха найдены в Хорватии. Как сообщил ТАСС, на днях сотрудники российского посольства обнаружили в одном из музеев Загреба шедевры, среди которых «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя». По словам Анвара Азимова, посла России в Хорватии, картины участвовали в выставке художника в конце 1930-х годов, «а после войны их просто забыли». Теперь полотна хотят вернуть на родину, и интересно, в какую коллекцию попадут находки. На шедевры претендует Музей искусства народов Востока, а также Международный центр Рерихов, отношения между которыми, мягко говоря, натянутые. В целом зима 2016–2017 годов запомнится громкими живописными находками и возвращениями, о которых можно прочитать на нашем сайте.


Объявлены победители международной премии Net-арта Prix Net Art-2017. Уже третий год некоммерческий шанхайский арт-центр Chronus и американская онлайн-платформа Rhisome поддерживают виртуальные художественные практики, отмечая самые удачные проявления искусства в Интернете. В этом году жюри, в состав которого вошли куратор Нового музея современного искусства в Нью-Йорке Лорен Корнелл и куратор Музея американского искусства Уитни Кристиан Пауль, выбрало не двух, как обычно, а трех победителей, разделив между ними награду в $15 тыс. Призерами стали итальянские художники Ева и Франко Мэттс, американская писательница и дизайнер компьютерных игр, скрывающаяся под псевдонимом Porpentine Charity Heartscape, а также выходец из ЮАР Богоси Секукуни. Ссылки на работы призеров можно найти на сайте премии.


Новый перформанс и юношеские работы Марины Абрамович покажут на ее самой крупной ретроспективе в Европе. Выставка открылась в Музее современного искусства в Стокгольме 18 февраля и включает в себя 150 работ, от документаций и фильмов до сделанных в 1960-е фотографий, дневников и картин, малоизвестных или никогда не выставлявшихся до этого. В экспозицию войдут произведения, созданные в соавторстве с западногерманским перформансистом Улаем, а также зрителей ждет новая работа — грандиозный перформанс «Уборщик», в котором примут участие 40 хоров и еще четыре десятка отдельных исполнителей. Подробности читайте у нас на сайте.


Музеи, библиотеки и культурные институции по всему миру провели акцию #ДеньФактов. Она была запущена в минувшую пятницу, а ее главной целью стала борьба с дезинформацией в «постфактовую эпоху». Авторы проекта — музейные сотрудницы Мара Курландская и Эллисон Хартли, которые отметили, что целью проекта является не политическое заявление, а подтверждение того, что музеи были и должны оставаться правдивыми и исчерпывающими источниками информации, хранящими все детали истории. Еще одна их задача — воспитывать в пользователях привычку проверять контент, опираясь на научные доказательства, архивы, памятники и объекты культуры. Так, с помощью хештега активистки призывали музейных сотрудников делиться противоречивыми фактами о медиаграмотности, миграции, климатических изменениях, исторических замалчиваниях. Среди участников проекта — чикагский Музей современного искусства, Музей современного искусства Сан-Франциско, ICSC (Международная организация мемориальных мест), Американский альянс музеев, лондонский Музей науки и многие другие.


Ученые приступили к исследованию мумий из ГМИИ им. Пушкина, выставка которых запланирована на 2019 год. Оказывается, специалисты Курчатовского института, медики, химики и антропологи в течение нескольких месяцев проводят химические анализы и томографию тканей московских экспонатов. Марина Лошак, директор музея, рассказала ТАСС о первых результатах: на данный момент созданы 3D-модели тела и черепной коробки одной из мумий, из специального материала выполнен макет черепа. В коллекции ГМИИ им. Пушкина более 800 древнейших артефактов, в том числе предметы погребального культа, саркофаги с мумиями, папирусы и старинные сосуды и амулеты. Интересно, что в Эрмитаже недавно тоже занялись исследованием забальзамированных тел, найденных в Пазырыкском кургане на Алтае в 1949 году. Подробности — в нашей статье.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+