18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Яннис Кунеллис

16 февраля в Риме на 81-м году жизни скончался выдающийся художник Яннис Кунеллис, ключевая фигура движения arte povera. В 2011 году в Перми он ставил оперу «Носферату» — мы попросили участника событий сказать несколько слов о великом художнике

Яннис Кунеллис. Courtesy of Jannis Kounelli
Яннис Кунеллис. Courtesy of Jannis Kounelli

Яннис Кунеллис родился в 1936 году в Греции, в 1956-м переехал в Италию и поступил в Римскую академию художеств. Его первая персональная выставка «Алфавит» состоялась уже в 1960 году. В 1967-м итальянский критик и куратор Джермано Челант организует первую экспозицию arte povera — Кунеллис принимает участие в выставке 12 художников Arte povera IM spazio в галерее La Bertesca в Генуе и примыкает к движению. Он обращается к таким «бедным» материалам, как уголь, сырая шерсть и джутовые мешки, железо и камни. Первым начинает использовать в работах «естественные объекты»: в 1967 году он показывает вместе с живописью птиц в клетках, а в 1969-м — 12 живых лошадей в римской галерее Attico, шокируя зрителей нарушением границ между природой и культурой. Дым и следы копоти на стенах, пламя газовых горелок, кофейные зерна, каркасы кроватей, двери, оконные рамы, вешалки для одежды, шкафы и магазинные тележки — все эти «найденные объекты» и материалы становятся отличительным знаком искусства Кунеллиса.

Яннис Кунеллис и Андрей Филиппов. Фото: Мишель Кодрэ
Яннис Кунеллис и Андрей Филиппов.
Фото: Мишель Кодрэ

Семь раз, начиная с 1972 года, он выставлялся на Венецианской биеннале, также принимал участие в Documenta (в 1972, 1977 и 1982 годах), Стамбульской и Сиднейской биеннале. Его произведения хранятся в коллекциях Музея Гуггенхайма, Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, галереи Тейт, Центра Помпиду и других крупнейших музеев по всему миру.

В 1991 году Кунеллис посетил Москву, где в ЦДХ состоялась его персональная выставка, и с тех пор не раз приезжал в Россию. В 2008-м его работа украшала проект «Русское бедное»; в 2011-м в рамках IV Московской биеннале художник представил масштабную инсталляцию S.T. в помещении бывшего шоколадного цеха фабрики «Красный Октябрь»; в 2013-м стал автором сценографии оперы Дмитрия Курляндского «Носферату» в Пермском театре оперы и балета.

Мы попросили рассказать о Яннисе Кунеллисе директора фонда Stella Art Foundation Александра Рытова, которому довелось общаться с художником во время работы над постановкой оперы «Носферату» в Перми.

Опера «Носферату» в Перми / Манолис Бабуссис
Опера «Носферату» в Перми / Манолис Бабуссис

«Мы познакомились в 2011 году, и с тех пор наши отношения — мои, Янниса и Стеллы Кесаевой — можно считать дружескими. Мы вместе со Стеллой неоднократно бывали в его студии в Риме, встречались с ним в Москве, видели, как он работает над инсталляциями и как создает декорации к опере „Носферату“, премьера которой прошла в июне 2014 года в Перми. В этом проекте вместе с ним участвовали Теодор Курентзис в роли музыкального руководителя и дирижера и Теодорос Терзопулос — его старый и добрый друг — как режиссер-постановщик.

Яннис всегда был трудоголиком. Я помню раннее утро в Перми: Яннис просыпался раньше всех; когда мы спускались на завтрак, его там уже давно не было — он был в театре. Он проводил там очень много времени. Приезжал три или четыре раза в Пермь и перед премьерой жил там целый месяц. Привык к местным магазинам, поездкам по Каме, разговорам с местными жителями. Пермь ему очень понравилась, он считал, что это особый город с особым духом и настроением. Особенно ему нравились уральцы и атмосфера удаленного от Европы города, где ставилась удивительная и очень греческая по сути постановка.

Александр Рытов и Яннис Кунеллис. Фото: Мишель Кодрэ
Александр Рытов и Яннис Кунеллис.
Фото: Мишель Кодрэ

Я помню наши разговоры в студии, когда я спросил, почему он живет в Риме, и он ответил, что есть формальное объяснение. Именно Италия признала его как великого художника, как часть arte povera и дала очень многое: и ощущение, и среду для творчества, и главное — католичество. Он не был православным, поскольку считал католичество более гуманной по сравнению с другими ветвью христианства. Это не значит, что он кого-то не любил, просто католичество было ему очень близко, и этот дух католицизма настолько его пропитал, что взаимосвязь его „греческости“ и „итальянскости“ сделала его совершенно уникальным, новым человеком.

Он считал, что Италия — это естественное продолжение Греции, поскольку Греция не смогла сохранить великий полис, а Италия смогла его сохранить как часть и важнейший элемент греческой жизни. Поэтому Италия — это больше Греция, чем сама Греция. Он очень любил Рим и говорил, что там есть особое настроение, особый мир, связанный с состоянием счастья. Он говорил: „Когда я нахожусь в Афинах, или в Нью-Йорке, или в Москве, кажется, что из-за небоскребов или из-за стен Кремля должно появиться счастье — завтра, послезавтра или через несколько дней. А в Риме ты выходишь на свою улицу и понимаешь, что счастье с тобой и не оставляет тебя ни на секунду“. Его настроение, его душа была развернута к Италии, и именно в Риме он получал этот заряд счастья ежедневно. При этом он, как настоящий грек, был заядлым курильщиком, одна сигарета у него плавно переходила в другую. Дым из Кунеллиса шел постоянно, и это тоже был элемент счастья. Он себя называл по-гречески „счастливая печка“. Мы могли с ним говорить на греческом — его родном языке. Он не говорил ни по-английски, ни по-французски, ни на других языках, но мы говорили по-гречески, и это делало наше общением полноценным.

Опера «Носферату» в Перми / Манолис Бабуссис
Опера «Носферату» в Перми / Манолис Бабуссис

Мы планировали и планируем его выставку и надеемся, что вместе с его женой Мишель мы ее сделаем, и это будет наш маленький вклад в то, чтобы увековечить этого человека. Мир, конечно, потерял немалую часть своего очарования, удивительного, счастливого, полного доброй энергии человека, и это был случай, когда энергия и великий талант совпали и жили в одном человеческом теле».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+